РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2023 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Краморовой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3795/2023 по административному исковому заявлению министерства лесного комплекса Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Иркутской области Войтову А.Н., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Войтову А.Н., в котором просит освободить министерство лесного комплекса Иркутской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Войтова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Административное исковое требование мотивировано тем, что решением Ангарского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора к министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворены. На министерство лесного комплекса Иркутской области (далее по тексту – министерство) возложена обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на землях лесного фонда Усольского лесничества. ДД.ММ.ГГГГ МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство №-ИП с вышеуказанным предметом исполнения. ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области Войтова А.Н. о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Возможность исполнения требований исполнительного документа в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, у министерства фактически отсутствовала. С момента вступления решения суда в законную силу исполнить требования судебного акта не представлялось возможным в силу отсутствия необходимого бюджетного финансирования. Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не входят в перечень полномочий, делегированных Российской Федерацией в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, соответствующими средствами министерство не располагало. После неоднократных обращений министерства в Правительство Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области, а также в Федеральное агентство лесного хозяйства удалось обеспечить получение бюджетных средств на организацию работ по очистке лесных участков от несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления. Постановлением Правительства Иркутской области от 04 июня 2021 года № 385-пп внесены изменения в государственную программу Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 - 2024 годы». В результате основное мероприятие «Снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды» на 2019-2024 годы подпрограммы «Отходы производства и потребления» на 2019-2024 годы дополнено мероприятием «Ликвидация несанкционированного складирования отходов на землях лесного фонда». В целях исполнения судебного акта 03 августа 2022 года министерство обратилось к ООО «РТ-НЭО» с письмом о возможности предоставления информации (расчета) о предварительной стоимости выполнения работ по утилизации несанкционированной свалки. Данная информация (объем, глубина залегания ТКО, площадь свалки) необходима для организации процедуры закупки согласно Федеральному закону от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ответа от ООО «РТ-НЭО» на вышеуказанный запрос министерства не последовало. В связи с чем, 07 сентября 2022 года по инициативе министерства состоялось совещание под председательством заместителя председателя Правительства Иркутской области Кузьмина Г.Г. по вопросу сбора, транспортирования и утилизации отходов, образовавшихся на землях лесного фонда Иркутской области. Представители ООО «РТ-НЭО» участие в данном совещании не приняли. Таким образом, учитывая, что министерством принимались меры по исполнению указанного судебного акта, при этом указанное решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года не исполнено министерством по объективным причинам, правовые основания для взыскания с министерства исполнительского сбора отсутствуют.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовке административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, в качестве заинтересованного лица привлечен Ангарский межрайонный природоохранный прокурор.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, не явились. Их явка в судебное заседание не является обязательной.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу требований части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что решением Ангарского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределённого круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения административные исковые требования удовлетворены. На министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартале 51 (выдел 10 ч.), на земельном участке площадью 29 744 кв.м. в границах точек координат, указанных в решении суда; организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартале 51 (выдел 10 ч.), на земельном участке площадью 1 231 кв.м. в границах точек координат, указанных в решении суда.
Решение Ангарского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области Войтовым А.Н. на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ангарским городским судом Иркутской области по делу №, в отношении должника министерства лесного комплекса Иркутской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартале 51 (выдел 10 ч.), на земельном участке площадью 29 744 кв.м. в границах следующих точек координат; организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартале 51 (выдел 10 ч.), на земельном участке площадью 1 231 кв.м. в границах следующих точек координат, в пользу взыскателя Ангарского межрайонного природоохранного прокурора.
Как следует из пункта 2 резолютивной части постановления о возбуждении исполнительного производства, министерству лесного комплекса Иркутской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.
Копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении вышеуказанного исполнительного производства направлена в адрес министерства и получена им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом системы АИС ФССП России.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области Войтова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ с министерства лесного комплекса Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ должником министерством лесного комплекса Иркутской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником, надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Должнику министерству лесного комплекса Иркутской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ получена министерством ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на копии постановления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как следует из представленных административным истцом документов, министерством лесного комплекса Иркутской области приняты меры, направленные на исполнение судебного акта, а именно, ДД.ММ.ГГГГ министерство обратилось к ООО «РТ-НЭО» с письмом о предоставлении информации о наличии технической возможности и предварительной стоимости выполнения работ по утилизации несанкционированных свалок с приложением таблицы с координатами свалок, указанными в решении Ангарского городского суда Иркутской области по административному делу №.
ДД.ММ.ГГГГ между министерством и ООО «РТ-НЭО» был заключен государственный контракт № на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных в Усольском лесничестве Иркутской области. Срок выполнения работ – с даты подписания контракта по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Службой государственного экологического надзора Иркутской области совместно с представителями министерства и территориального управления министерства по Усольскому лесничеству был осуществлен выезд на лесной участок, на котором размещена несанкционированная свалка, с целью проверки выполнения обязательств по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам выезда был составлен акт выездного обследования, согласно которому несанкционированная свалка отходов ликвидирована, отмечаются остатки отходов в смеси со снегом. ООО «РТ-НЭО» выдало министерству гарантийное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о том, что гарантирует вывоз твердых коммунальных отходов, обнаруженных после схода снежного покрова в весенний период 2023 года.
Как указывает административный истец, весной 2023 года обеспечить доочистку несанкционированной свалки не представилось возможным в связи с поздним таянием снежного покрова, а также действующим на территории Иркутской области особым противопожарным режимом.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу требований пунктов 2, 3 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 года № 542 (в редакции от 25 декабря 2019 года) организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 года № 909-пп (в редакции от 16 февраля 2023 года).
В соответствии с паспортом государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 № 776-пп (в редакции от 6 марта 2023 года) задачами основного мероприятия «Снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды» являются повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных экосистем; предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду на территории Иркутской области, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение сохранения и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, повышение эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей среды; организация охраны атмосферного воздуха, развитие и рациональное использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в Иркутской области; качество окружающей среды.
В настоящее время министерством проводится работа с ООО «РТ-НЭО» по понуждению к исполнению обязательств по государственному контракту № 13102 от 13 октября 2022 года.
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что министерство лесного комплекса Иркутской области от исполнения решения суда не уклоняется.
В подтверждение доводов об отсутствии злостного умысла в неисполнении вступившего в законную силу решения суда административный истец ссылается на отсутствие бюджетного финансирования и сведений о технической возможности обеспечения устранения несанкционированных свалок для полного исполнения требований исполнительного документа, а также на принятие министерством исчерпывающих мер, направленных на исполнение решения суда.
Кроме того, министерство обращает внимание на то, что процедура исполнения требований судебного акта носит длящийся характер, требует определенных временных и финансовых затрат.
Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрено ежегодное финансирование в размере 47,4 млн. рублей на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированного складирования отходов на землях лесного фонда.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин, повлекших нарушение министерством срока для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Министерством лесного комплекса Иркутской области совершены действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок.
Оснований утверждать, что неисполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах административное исковое требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Войтова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, в размере 50 000 рублей суд находит подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15.09.2023.