Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2112/2023 ~ М-1356/2023 от 31.05.2023

к делу №2а-2112/23

УИД 23RS0044-01-2023-001669-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская                                      30 июня 2023 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                             Безугловой Н.А.,

при секретаре                                 Царевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю к Панкову К.В. о взыскании пени по транспортному налогу,

            установил:

Заместитель начальника инспекции межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю Лантухова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Панкову К.В. о взыскании пени по транспортному налогу, в котором просит взыскать с административного ответчика пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 1 961,383 руб., указав, что основанием для выставления требований об уплате пени послужило неисполнение налогоплательщиком обязанности по ее уплате в установленный законом срок.

В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились, о времени и месте слушания дела уведомлялись надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока. Перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Как установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах дела, у Панкова К.В. находились в собственности транспортные средства – автомобили грузовые - <...>, год выпуска 2006, государственный регистрационный знак <...> дата регистрации права 03.04.2015г.; дата утраты права 11.04.2015г.; Скания <...>, год выпуска 2006, государственный регистрационный знак <...> дата регистрации права 03.04.2015г.; дата утраты права 11.04.2015г.; <...>, год выпуска 2006, государственный регистрационный знак <...>, дата регистрации права 03.04.2015г.; дата утраты права 11.04.2015г.; <...>, год выпуска 2006, государственный регистрационный знак <...> дата регистрации права 03.04.2015г.; дата утраты права 11.04.2015г.; автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000), <...>, год выпуска 2007, государственный регистрационный знак <...> дата регистрации права 03.04.2015г.; дата утраты права 11.04.2015г., трактор, государственный регистрационный знак <...> марки <...>, год выпуска 2007, дата регистрации права 21.08.2015г., дата утраты права 21.08.2015г., автомобиль грузовой <...>, год выпуска 2007, государственный регистрационный знак <...> дата регистрации права 03.04.2015г.; дата утраты права 11.04.2015г., автомобиль грузовой <...>, год выпуска 2007, государственный регистрационный знак <...>, дата регистрации права 03.04.2015г.; дата утраты права 11.04.2015г/

Налоговый орган произвел расчет подлежащего уплате Панкову К.В. транспортного налога за 2015г. и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № 109369753 от 27.09.2016г., в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму транспортного налога в установленный законом срок (со сроком уплаты не позднее 01.12.2016г.).

В связи с тем, что налогоплательщик несвоевременно уплатил налог, согласно ст.75 НК РФ начислены пени.

В адрес ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора и пени по транспортному налогу № 4682 по состоянию на 29.11.2017г. со сроком на добровольное исполнение до 23.01.2018г. (пеня в размере 1 626,35 руб.), № 14489 по состоянию на 31.05.2018г. со сроком на добровольное исполнение до 24.07.2018г. (пеня в размере 604,69 руб.).

Административный истец обратился к мировому судье судебного участка №196 Северского района Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с Панкова К.В. задолженности по пени по транспортному налогу и 05.09.2022г. вынесен судебный приказ о взыскании с Панкова К.В. задолженности по пени по транспортному налогу, однако, определением мирового судьи того же судебного участка от 23.09.2022г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

31.05.2023г. административный истец обратился с иском в суд.

Процедура принудительного взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2015г. начата до внесения изменений в абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 24.12.2020 года), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку общая сумма налогов, заявленная ко взысканию, не превысила 3000 рублей, срок исполнения самого раннего требования об уплате налога был установлен до 23.01.2018г., с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган имел право в рассматриваемом случае обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев с даты истечения трехлетнего срока, установленного в самом раннем требование об уплате налога (до 23.07.2021г.). С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 05.09.2022г. После отмены 23.09.2022г. судебного приказа, исковое заявление подано в суд 31.05.2023г.

Таким образом, налоговым органом сроки, установленные ст.48 НК РФ, административным истцом соблюдены не были.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю, обращаясь с административным иском, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу в суд, мотивированное тем, что в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» с 01.01.2023г. осуществлен переход на единый налоговый счет (ЕНС), в связи с чем наблюдалась нестабильная работа программного комплекса. В течение переходного периода до завершения всех этапов внедрения ЕНС отражалась неактуальная информация об остатках задолженности налогоплательщиков, выявились некорректные сведения об исполнении обязанности по документам принудительного взыскания. В целях предотвращения подачи исковых заявлений с суммой задолженности несоответствующей действительности, налоговым органом проводились мероприятия по актуализации сведений об остатках сальдо ЕНС налогоплательщика. Кроме того, приказом УФНС России по Краснодарскому краю от 11.01.2023 года № 01-01/8@ принято решение о реорганизации ИФНС России по Северскому району по Краснодарскому краю путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю. Процедура завершена 24.04.2023 года. В связи с указанными обстоятельствами у налогового органа отсутствовала возможность своевременного формирования и направления искового заявления в суд в сроки, установленные действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Указанные инспекцией основания для восстановления срока обращения в суд с настоящим иском за взысканием пени за 2015г. не могут быть признаны уважительными, поскольку пропуск срока является значительным. Кроме того, суд учитывает, что ненадлежащая организация деятельности налогового органа в части отслеживания срока для судебного взыскания задолженности является риском самого юридического лица, и все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности несет само юридическое лицо. Тогда как уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, которые объективно препятствовали или исключили своевременную подачу иска. Такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, следовательно, требования о взыскании указанной недоимки по налогам и пени удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

С учетом изложенного, требования административного истца к Панкову К.В. подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 11 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                   ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2112/2023 ~ М-1356/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 11 по Краснодарскому краю
Ответчики
Панков Константин Владимирович
Суд
Северский районный суд Краснодарского края
Судья
Безуглова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
seversky--krd.sudrf.ru
31.05.2023Регистрация административного искового заявления
31.05.2023Передача материалов судье
01.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Дело оформлено
27.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее