копия
Дело № 2а-7961/2023
УИД № 24RS0048-01-2023-001448-95
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
07 июня 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Крыловой Е.А.,
с участием административного истца Ефимова С.О., представителя административного истца Ефимова С.О. – Рыженко К.Б., представителя административного ответчика ФКУ ИК № 27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, заинтересованного лица ГУФСИН России по Красноярскому краю – Васильченко Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Ефимова Сергея Олеговича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 27 Гласного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании незаконными действий,
установил:
Ефимов С.О. обратился в суд к ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее – ФКУ ИК-27) с административным иском, в котором просит признать незаконным решение о постановке его на профилактический учет.
Требования мотивированы тем, что в период отбывания наказание по приговору суда в ФКУ ИК-27 Ефимов С.О. незаконно поставлен на профилактический учет, вследствие большого срока наказания и склонности к побегу. Однако с вынесенным ответчиком решением административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку его не уведомили о проведении комиссии, не отобрали объяснения.
Определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 09.02.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В судебном заседании административный истец Ефимов С.О., личное участие которого обеспечено посредством систем видеоконференц-связи на территории исправительного учреждения, поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить, дополнительно суду пояснив, что в 2019 году узнал о постановке его на профилактический учет.
Представитель административного истца Ефимова С.О. – Рыженко К.Б. (по ордеру) в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно суду пояснив, что у Ефимова С.О. не было возможности обратиться в суд ранее с указанными требованиями.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК № 27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, заинтересованного лица ГУФСИН России по Красноярскому краю – Васильченко Н.Ю. (по доверенностям) в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Выслушав Ефимова С.О., Рыженко К.Б. и Васильченко Н.Ю., исследовав материалы дела, оценив исследованные доказательства по правилам статей 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Применяя ч. ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
На основании ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
Согласно п. 8 Приказа Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее - Инструкция) основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном га влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или й осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
На основании п. 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе, склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, склонные к совершению побега.
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (п. 33).
Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (п. 34).
Согласно части 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Ефимов С.О., ранее судимый, приговором Шарыповского городского суда Красноярского края от 20.08.2018, вступившим в законную силу 13.12.2018, осуждён за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 п. «а» ч. 4 ст. № УК РФ, к наказанию в виде № год лишения свободы.
Согласно рапорту от 18.11.2021, оперуполномоченный младший лейтенант внутренней службы ФИО6 доложил начальнику ФКУ ИК-27 о необходимости поставить осужденного Ефимова С.О. на профилактический учет по категории «склонный к совершению побега».
Согласно протоколу заседания комиссии учреждения ФКУ ИК-27 от 22.11.2021 №28, на заседании присутствовали: ФИО7 врио заместителя начальника (председательствующий), ФИО8 младший лейтенант внутренней службы (секретарь), а также члены комиссии ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, о постановке осужденных на профилактический учет, в том числе в отношении осужденного Ефимова С.О. на основании инициирования рапорта оперуполномоченного младшего лейтенанта внутренней службы ФИО6 о целесообразности постановки на профилактический учет как склонный к побегу, принято единогласно.
Исходя из комиссионного акта от 22.11.2021, составленного должностными лицами ФКУ ИК-27, Ефимов С.О. в категорической форме отказался ознакомиться под роспись с протоколом заседания комиссии ФКУ ИК-27 по вопросам постановки осужденных на профилактический учет.
Согласно представленным в материалы дела характеристикам, осужденный Ефимов С.О. характеризуется отрицательно, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Исходя из пояснений административного истца в судебном заседании, в мае 2022 года Ефимов С.О. убыл из ФКУ ИК-27, административный иск составлен и направлен в суд из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
06.02.2023 Ефимов С.О. обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, разрешая по существу заявленные требования о признании незаконным решения о постановке на профилактический учет, - суд отказывает в их удовлетворении, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом на заседании комиссии, в соответствии с предоставленной компетенцией и с соблюдением установленного законом срока на основании рапорта должностного лица, является необходимой мерой в целях предупреждения совершения новых преступлений, каких-либо нарушений прав административного истца при принятии решения о постановке его на профилактический учет суд не усматривает. Довод административного истца о нарушении его прав при вынесении решения, выразившихся в не отобрании объяснений, в отсутствии ознакомления с решением, - не подтверждается материалами дела, поскольку от подписи об ознакомлении с решением комиссии Ефимов С.О. отказался, о чем составлен соответствующий акт, а отобрание объяснения по постановленному к комиссии вопросу не является обязательной составляющей для принятия решения о постановке осужденного на профилактический учет, поскольку по своей природе отличается от процедуры привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности; также на заседании комиссии не ставился вопрос о виновности или не виновности Ефимова С.О. в нарушении правил и порядка отбывания наказания, где обязательным является выяснение позиции осужденного. Более того, с 06.02.2023 и по состоянию на дату рассмотрения судом настоящего административного дела по существу, оспариваемое решение ФКУ ИК-27 о постановке Ефимова С.О. на профилактический учет не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку с мая 2022 года он не отбывает наказание в ФКУ ИК-27, поэтому снят с профилактического учета.
Кроме того, по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд, принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что административный истец поставлен на профилактический учет как склонный к побегу 22.11.2021, о чем Ефимову С.О. было достоверно известно в тот же день, а в суд с настоящим административным иском он обратился лишь 06.02.2023, - суд, руководствуясь положениями ч. 8 ст. 219 КАС РФ, приходит к выводу о том, что административным истцом значительно пропущен без уважительной причины срок обращения в суд по требованиям об оспаривании действий, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска; суд находит несостоятельным довод административного истца об уважительности причины пропуска срок для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку неграмотность не является уважительной причиной пропуска срока, учитывая также то обстоятельство, что Ефимов С.О. пользуется услугами адвоката.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 27 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░