Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2445/2023 ~ М-1797/2023 от 23.06.2023

Дело № 2а-2445/23

УИД 54RS0002-01-2023-002834-50

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2023 года                         г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                Лыковой Т.В.,

при секретаре                    Лифанове Г.И.,

с участием:

представителя административного истца Ушаковой В.А.,

представителя заинтересованного лица Новосибирской таможни Скрипник К.А., действующей на основании доверенности от ****,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с административным заявлением, в котором просит (с учетом уточнений л.д. 84-88) признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» на сайтах: ***, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что в Новосибирскую транспортную прокуратуру из Западно-Сибирской транспортной прокуратуры поступила информация ФТС России о нарушениях, связанных с посягательствами на безопасность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, включая критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации. Так, установлены сайты, предлагающие к приобретению базы данных таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности: *** Через указанные Интернет-ресурсы распространяется информация о возможности приобретения на возмездной основе баз данных таможенных органов. Распространяемые сведения имеют актуальные данные за 2022 г. Из представленной по запросу демонстрационной версии приложения установлено, что названия полей соответствуют полям базы таможенных органов и фактически являются данными из базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Предлагаемые на сайтах к приобретению базы данных таможенных органов содержат в себе информацию ограниченного доступа. Так, на основании ст. ст. 2, 366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) информационные ресурсы таможенных органов, то есть упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов, формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается законодательством государств-членов. При этом из п. 3 ст. 366 ТК ЕАЭС следует, что только информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными и размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет. В соответствии со ст. 356 ТК ЕАЭС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций. Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов (п. 4 ст. 366 ТК ЕАЭС). Согласно ч. 3 ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводился таможенный контроль, на основании их обращения. При этом информация передается именно тому лицу, к которому она относится. Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер. Кроме того, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №125-ФЗ «О персональных данных» установлен запрет лицам, получившим доступ персональным данным, раскрывать их третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. База данных таможенных органов содержит сведения о представителях организаций-декларантов, отправителях и иных участниках таможенных отношений, а именно - их фамилии, имена, отчества, телефоны, что в силу ст. 3 названного закона является персональными данными и носит ограниченный характер. Доменные имена зарегистрированы на территории иностранных государств.

Представитель административного заявителя Ушакова В.А. в судебном заседании требования поддержала, указывая на то, что при осуществлении входы на сайты установлено, что на сайтах во всех вкладках имеется только информация о приобретении баз дынных таможенных органов, иной информации по сопровождению сделок, аналитическим услугам нет.

Представитель заинтересованного лица Новосибирской таможни Скрипник К.А. в судебном заседании требования поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве (л.д. 29-30).

Представитель заинтересованного лица Центральной энергетической таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д. 78-79), в котором просит признать информацию, размещенную на сайтах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, поскольку на сайтах размещена информация о приобретении на возмездной основе статистики внешней торговли России.

Представитель заинтересованного лица Сибирской электронной таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д. 88-90), в котором поддерживает требования, поскольку через Интернет-ресурсы распространяется информация о возможности приобретения программы с доступом к азе данных, содержащей импортные и экспортные операции с товарами.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные объяснения (л.д. 98), в которых указал, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку на Интернет-ресурсах содержится множество указателей страниц, содержание которых является различным (сопровождение сделок, аналитические услуги и т.д.).

Представители заинтересованного лица Компания Internet Domain BS Corp, Компания Namecheap в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, видеозапись, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Установлена, что на основании поступившей в Новосибирскую транспортную прокуратуру из Западно-Сибирской транспортной прокуратуры информации ФТС России о нарушениях, связанных с посягательствами на безопасность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, включая критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, прокуратурой установлены сайты, предлагающие к приобретению базы данных таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности: ***, на которых распространяется информация о возможности приобретения на возмездной основе баз данных таможенных органов (л.д. 60-69). Распространяемые сведения имеют актуальные данные за 2022 г. Из представленной по запросу демонстрационной версии приложения установлено, что названия полей соответствуют полям базы таможенных органов и фактически являются данными из базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. База данных таможенных органов содержит сведения о представителях организаций-декларантов, отправителях и иных участниках таможенных отношений, а именно - их фамилии, имена, отчества, телефоны.

Указанное также подтверждается актами осмотра, составленными Сибирской электронной таможней и Центральной энергетической таможней (л.д. 80, 92-93).

Вход на сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса, скопировать информацию, может любой Интернет-пользователь.

Доменные имена Интернет-ресурсов зарегистрированы на территории иностранных государств – Багамы, США (л.д. 70-71, 80, 92-93).

Согласно ст. ст. 2, 366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) информационные ресурсы таможенных органов, то есть упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов, формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается законодательством государств-членов.

Пунктом 3 ст. 366 ТК ЕАЭС предусмотрено, что только информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными и размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет.

В соответствии со ст. 356 ТК ЕАЭС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов (п. 4 ст. 366 ТК ЕАЭС).

Согласно ч. 3 ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводился таможенный контроль, на основании их обращения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №125-ФЗ «О персональных данных» установлен запрет лицам, получившим доступ персональным данным, раскрывать их третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Поскольку информация в сети «Интернет» на сайтах: https://www.trendxpro.net, https://www.neostatis.net противоречит положениям закона, она подлежит признанию информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Доводы заинтересованного лица о том, что информация не может быть признан запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд признает несостоятельными, поскольку при осуществлении входы на сайты установлено, что на сайтах имеется множество вкладок, которые содержат исключительно информация о приобретении баз дынных таможенных органов, иной информации по сопровождению сделок, аналитическим услугам не имеется (информация по сопровождению сделок также касается информации, связанной с приобретением баз данных).

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничить доступ к информации, распространяемой в сети «Интернет», в порядке, предусмотренном ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», невозможно, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с требованиями о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в порядке ст. 40 КАС РФ.

На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ, решение является основанием для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» по указанным адресам в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 4 ст. 265 КАС РФ, решение подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: *** ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░»: *** ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                         ░. ░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2445/2023 ~ М-1797/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новосибирский транспортный прокурор
Другие
NAMECHEAP
Центральная энергетическая таможня
Сибирская электронная таможня
Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО
Новосибирская таможня
Internet Domain Service BS Corp
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
Судья
Лыкова Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--nsk.sudrf.ru
23.06.2023Регистрация административного искового заявления
23.06.2023Передача материалов судье
26.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023Дело оформлено
22.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее