Дело № 2а-950/2023
УИД 29RS0005-01-2023-000966-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Белой Н.Я.,
при секретаре судебного заседания Сизовой А.А.,
с участием представителя административных ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда г. Архангельска административное дело по административному исковому заявлению Прудникова В. В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным и взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
у с т а н о в и л:
Прудников В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении, и присуждении денежной компенсации в размере 50000 руб.
В обоснование требований указано, что истец в период со 02 августа 2009 года по 28 января 2014 года отбывал наказание в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области, содержался в отряде № 5, где одновременно содержались здоровые осужденные и осужденные, больные различными инфекционными заболеваниями – ВИЧ, турбо-ВИЧ, Гепатит В и С и др. в нарушение ч. 5 ст. 80 УК РФ. Прудников В.В., имея возраст более 40 лет и ряд хронических заболеваний, тяжело переживал это беззаконие, из-за расстройства у него поднималось артериальное давление, болела голова, он испытывал чувство незащищенности и безысходности. За причиненные нравственные и физические страдания просил взыскать в его пользу денежную компенсацию.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 УФСИН России по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области), которое заменено на его правопреемника – Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, Учреждение), в качестве заинтересованного лица – Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН).
Административный истец Прудников В.В. о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия, в предыдущем судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России Попова А.А. с иском не согласилась, указав, что действующим законодательством не предусмотрено содержание ВИЧ-инфицированных осужденных в исправительных учреждениях с изоляцией от основной массы заключенных. Одновременно указала на пропуск административным истцом срока на обращение в суд.
Заинтересованное лицо ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России о дате, времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
На основании определения суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее – режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питание, прогулки (в частности, ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, ст.ст. 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч.5 ст.35.1 Федерального закона от 25 июля 2022 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 13 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст.ст. 62, 125, 126 КАС РФ).
Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47).
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Положениями ч. 5 ст. 80 УИК РФ установлено, что осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
Согласно ч. 2 ст. 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, – лечебные исправительные учреждения.
Представителем административных ответчиков заявлено о пропуске Прудниковым В.В. срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку Прудников В.В. отбывает наказание в местах лишения свободы, суд полагает, что срок на подачу настоящего административного искового заявления пропущен по уважительной причине.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Прудников В.В. был осужден приговором Исакогорского районного суда г. Архангельска от 22 апреля 2009 года по п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, ч. 2 ст. 228, УК РФ, ч. 1 ст. 222 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области (ранее – ФБУ) прибыл 28 сентября 2009 года, освобожден 28 января 2014 года условно-досрочно по постановлению Холмогорского районного суда Архангельской области от 17 января 2014 года.
Оснований оспаривать факт содержания административного истца в отряде № 5 ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области не имеется. За период с 2009 года по 2014 год часть документов в исправительным учреждением уничтожена в связи с истечением сроков хранения.
Истцом указано о совместном, в нарушение требований ч. 5 ст. 80 УИК РФ, содержании здоровых осужденных и осужденных, больных различными инфекционными заболеваниями – ВИЧ, турбо-ВИЧ, Гепатит В и С и др., что ставило под угрозу его – Прудникова В.В. здоровье.
Данный довод административного истца не может быть принят судом в силу следующего.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 221 утверждены Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, которыми установлен порядок обязательного медицинского освидетельствования определенных категорий лиц, находящихся в местах лишения свободы, с целью выявления «ВИЧ-инфекции».
Положениями ч. 5 ст. 80 УИК РФ установлено, что осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
Ранее положениями ч. 2 ст. 101 УИК РФ была предусмотрена организация в уголовно-исполнительной системе специализированных лечебно-исправительных учреждений для медицинского обслуживания и отбывания наказания ВИЧ-инфицированных осужденных.
Федеральным законом от 09 марта 2001 года № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» из ч. 2 ст. 101 УИК РФ данная норма с 12 марта 2001 года исключена, в связи с чем в настоящее время ВИЧ-инфицированные осужденные отбывают наказание в тех же исправительных учреждениях, где и здоровые осужденные.
Согласно ч. 2 ст. 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, – лечебные исправительные учреждения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них «ВИЧ-инфекции» только федеральным законом. Лицо, у которого выявлена «ВИЧ-инфекция», уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения «ВИЧ-инфекции», о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица (ст. 13 указанного Закона, ст. 122 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России от 29 сентября 2003 года № 1100/2731-03-116, «ВИЧ-инфекция» относится к медленным инфекциям с длительным периодом носительства, от момента заражения до развития заболевания может пройти от 5 до 10 лет. При условии соблюдения морально-этических и санитарно-гигиенических норм ВИЧ-инфицированные не представляют угрозы для окружающих, в связи с чем совместное содержание лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и здоровых подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы считается допустимым.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что «ВИЧ-инфекция» не передается ни воздушно-капельным, ни контактно-бытовым путем, суд приходит к выводу, что истец не мог заразиться «ВИЧ-инфекцией», принимая душ или пищу, а также проживая в тех же помещениях, что и ВИЧ-положительные осужденные.
При этом доказательств, подтверждающих, что с административным истцом совместно содержались осужденные с «ВИЧ-инфекцией», больные открытой формой туберкулеза, иными инфекционными заболеваниями, суду не представлено.
В период отбывания Прудниковым В.В. наказания в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области регулярно проводились проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в данном исправительном учреждении.
Каких-либо нарушений требований ч. 5 ст. 80 УИК РФ, а именно размещение осужденных без учета разделения совместно со здоровыми, ни в отряде № 5, ни в Учреждении в целом выявлено не было.
Представленная суду копия медицинской карты осужденного Прудникова В.В. также не содержит сведений об установлении контакта Прудникова В.В. с туберкулезными больными, больными гепатитом и другими инфекционными заболеваниями, а также о каких-либо жалобах Прудникова В.В. на ухудшение состояния здоровья, обусловленное контактами с такими больными.
Таким образом нарушения права административного истца на охрану здоровья не установлено.
На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что в период нахождения административного истца в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области нарушений, на которые ссылается Прудников В.В. в административном иске, административными ответчиками допущено не было.
Доказательств того, что Прудников В.В. действительно претерпевал нравственные и физические страдания от неправомерных действий должностных лиц по поводу несоблюдения условий содержания в исправительном учреждении, административным истцом не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска Прудникова В.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 7 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░