УИД 78RS0011-01-2021-001785-51
Дело №2а-2662/2021 02 августа 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при помощнике Герасимовой Е.В..
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Санкт-Петербургу к Винарскому ФИО4 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС №10) обратилась в суд с административным иском к Винарскому ФИО5 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год и пени.
В обоснование заявленных исковых требований МИФНС №10 указала, что административный ответчик является арбитражным управляющим и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. В установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб. уплачены не были. В связи с неуплатой налогов и страховых взносов в установленный срок ответчику было направлено требование, которое также не было исполнено. 01.06.2020 года мировым судьей судебного участка №199 Санкт-Петербурга был отменен судебный приказ о взыскании с Винарского Д.В. задолженности по страховым взносам.
В связи с изложенным, административный истец просил взыскать с Винарского ФИО6 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 руб. и пени в сумме 912 руб. 04 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб. и пени в сумме 200 руб. 65 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ извещен, в исковом заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, согласно полученных уведомлений извещения были возвращены в адрес суда за истечением срока хранения. Статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Таким образом, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, учитывая надлежащее извещение.
Суд, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, Винарский ФИО7 является арбитражным управляющим, согласно данным Информационного ресурса арбитражных управляющих, с 15.03.2016 года состоит в .........», в соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
За 2018 год был установлен фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 26 545 руб. со сроком оплаты 31.12.2019 года, на обязательное медицинское страхование – 5 840 руб.
В виду неоплаты данных сумм в установленный срок МИФНС№10 направила административному ответчику Требование №14839 от 23.05.2019 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 руб. и пени в размере 912 руб. 04 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 8401 руб. и пени в размере 200 руб. 65 коп.
Расчет пени, составленный административным истцом судом проверен и признан верным, поскольку он составлен в соответствии с требованиями законодательства с учетом периодов изменения размера ставки рефинансирования.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Согласно пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
30.10.2019 года мировым судьей судебного участка №199 Санкт-Петербурга был вынесен судебный приказ по заявлению МИФНС №9 о взыскании с Винарского Д.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование.
Определением от 01.06.2020 года данный судебный приказ был отменен. В суд с данным административным иском МИФНС №10 обратилась 29.03.2021 года, т.е. с пропуском установленного срока.
В обоснование уважительности причин пропуска срока административный истец указал на обращение с данным административным исковым заявлением ранее, которое было оставлено без движения судом и впоследствии возвращено.
Обращение налогового органа с административным исковым заявлением ранее 23.11.2020 года как обоснование уважительности причин пропуска срока суд не может принять. Согласно Информационной базы ГАС «Правосудие» Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга МИФНС №10 по Санкт-Петербургу обращалось с аналогичным иском 23.11.2020 года (М-3790/2020), 26.11.2020 года определением суда административное исковое заявление было оставлено без движения с предоставлением срока для устранения недостатков до 17.12.2020 года, и 17.02.2021 года было возвращено в связи с невыполнением требований суда изложенных в определении об оставлении без движения. Обращение административного истца ранее с аналогичным исковым заявлением, которое не было принято к производству суда не является уважительной причиной для восстановления срока и не приостанавливает течение срока. Определение о возвращении административного искового заявления в установленном порядке не было обжаловано, не отменено.
В связи с чем, суд полагает, что не имеется оснований для взыскания заявленной административным истцом задолженности по транспортному налогу и по страховым взносам, на основании чего суд полагает необходимым МИФНС №10 отказать в удовлетворении заявленных к Винарскому ФИО8 исковых требований о взыскании задолженности на обязательное пенсионное страхование за 2018 год и на обязательное медицинское страхование за 2018 год.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам без уважительных причин препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Таким образом, у налогового органа не имеется оснований для взыскания пени, так как им утрачена возможность взыскания самой налоговой недоимки по причине пропуска срока для обращения в суд с иском.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ №10 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░:
.........
......... |
......... ......... ......... ......... |
.........
.........
.........