Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2568/2024 ~ М-1437/2024 от 12.04.2024

Дело № 2а-2568/2024

УИД 76RS0014-01-2024-001575-38

Изготовлено 14.05.2024

                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

14 мая 2024 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Жаварцовой Ю.Г.,

при секретаре Ястребовой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению министерства имущественных отношений Ярославской области к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России Моревой В.И., ГМУ ФССП России об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

В специализированном отделении судебных приставов по Ярославской области ГМУ ФССП России на исполнении находится исполнительное производство №№, возбужденное 24.11.2023 года на основании исполнительного листа ФС № № выданного Кировским районным судом г. Ярославля 06.07.2023 года в отношении должника: министерства имущественных отношений Ярославской области (далее также – министерство), о возложении обязанности предоставить Бакину Е.Н. на территории города Ярославля благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью от 28 (включительно) до 42 кв.м.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.01.2024 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с министерства имущественных отношений Ярославской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Министерство имущественных отношений Ярославской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания указанного исполнительского сбора. Указывает, что министерством принимаются необходимые меры к исполнению решения суда, однако, принимая во внимание нормы бюджетного законодательства, необходимость объявления закупочной процедуры и заключения государственного контракта, исполнить решение суда не представилось возможным, поскольку в собственности Ярославской области отсутствуют свободные жилые помещения. Полномочия по приобретению жилых помещений переданы в министерство строительства Ярославской области, потребность в жилых помещениях передается ежемесячно. Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины министерства.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом.

Изучив письменные материалы дела, суд усматривает основания для частичного удовлетворения исковых требований министерства имущественных отношений Ярославской области и уменьшения размера исполнительского сбора ввиду следующего.

Решением Кировского районного суда г. Ярославля по гражданскому делу № 2-1053/2023 на Министерство была возложена обязанность предоставить Бакину Е.Н. на территории города Ярославля благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью от 28 (включительно) до 42 кв.м.

Постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Ярославской области ГМУ ФССП России от 24.11.2023 г. по заявлению взыскателя в отношении должника было возбуждено исполнительное производство № №.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Суд отмечает, что в рамках настоящего гражданского дела должник не обжалует постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, а просит освободить его от уплаты данного сбора в силу уважительных причин неисполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

В связи с чем, при рассмотрении данного гражданского дела суд исходит из законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.

В то же время, согласно пунктам 6 и 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении его от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении его размера.

В данных случаях суд, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001 года, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом, данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

В связи с чем, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности (п. 2 постановления).

Одним из принципов юридической ответственности по смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (п. 7 постановления).

Таким образом, принимая во внимание, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, которая возникает в связи с правонарушением, совершенным должником в рамках исполнительного производства, при рассмотрении вопроса о возможности освобождения министерства от уплаты исполнительского сбора, либо уменьшения ее размера необходимо принимать во внимание наличие (отсутствие) вины правонарушителя.

Суд соглашается с доводами истца о том, что исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение в срок для добровольного исполнения решения суда, который является явно недостаточным, невозможно, учитывает, что должником предприняты меры для обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями, в департамент строительства Ярославской области направлены заявки на приобретение жилого помещения, вместе с тем также отмечает, что указанные меры не привели к исполнению решения суда, сведений о дополнительных мерах, предпринятых в целях исполнения решения суда в отношении конкретного лица Бакина Е.Н. после вынесения решения суда не представлено.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств и представленных должником доказательств в обоснование неисполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, с учетом того, что должником предпринимались меры для добровольного исполнения решения суда, суд вправе снизить размер исполнительского сбора на одну четверть.

Суд при снижении размера исполнительского сбора учитывает: степень вины должника в неисполнении исполнительного документа, его имущественное положение, срок неисполнения решения суда и другие существенные обстоятельства и т.д.

Разрешая спорные правоотношения, исходя из совокупного анализа указанных выше норм права и представленных материалов дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований министерства имущественных отношений Ярославской области и уменьшения размера подлежащего взысканию с Министерства исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера до суммы 37 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 15.01.2024 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 37 500 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░

░.░.░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2568/2024 ~ М-1437/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство имущественных отношений ЯО
Ответчики
Судебный пристав - исполнитель СОСП по ЯО ГМУ ФССП России В.И. Морева
ГМУ ФССП России
Другие
ФССП России
Бакин Егор Николаевич
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Жаварцова Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
12.04.2024Регистрация административного искового заявления
12.04.2024Передача материалов судье
16.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2024Рассмотрение дела начато с начала
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее