Дело № 2а-680/2023 | |
... |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
19 июня 2023 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре Макаровой М.А.,
с участием прокурора Павловой С.В.,
представителя административного ответчика МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» А.,
представителя заинтересованного лица ... Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению «Спорткомплексы Усть-Вымского района» о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
прокурор Усть-Вымского района, действуя в защиту неопределенного круга лиц, уточнив требования в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с иском к МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» о признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: ..., обязании в срок до 01.09.2024 обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения в здание Жешартского филиала МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» путем:
- установки поручней перед входом в здание в соответствии с ГОСТом Р 51261-2017;
- обозначения контрастных полос проступи краевых ступеней лестничного марша при входе в здание в соответствие с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;
- обозначения тактильного контрастного указателя перед наружной (входной) лестницей здания в соответствии с таблицей 3 п.4.2.2 ГОСТа Р 52875-2018;
- оборудования входа в здание пандусом в соответствии с п.6.1.2 СП 59.13330.2020 либо вертикальным подъемным устройством, доступным для маломобильных групп населения, в соответствии с п.6.2.8 СП 59.13330.2020;
- установки перекатного пандуса порога входной двери;
- установки кнопки вызова персонала перед входной дверью;
- установки тактильного предупреждающего указателя перед дверью в соответствии с таблицей 3 п.4.2.2 ГОСТа Р 52875-2018;
- расширения входной площадки до нормативного размера в соответствии с п.6.1.4 СП 59.13330.2020;
- обозначения парковочного места для инвалидов в соответствии с п.5.2.1 СП 59.13330.2020 и дорожной разметки по ГОСТ 51256.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ....
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Усть-Вымского района Республики Коми проведена проверка, по результатам которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства, предписывающего обязательность обеспечения зданий социальной инфраструктуры оборудованием для доступа маломобильных групп населения. Представление, внесенное в адрес МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района», до настоящего времени не удовлетворено, имеющиеся нарушения не устранены, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, влекущим нарушение прав инвалидов.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» с требованиями прокурора согласился.
Представитель заинтересованного лица ..., признав существующую проблему, просил оставить разрешение дела на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181 инвалидам должны быть обеспечены условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона № 181 гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), определяет, что объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Свод Правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденный данный постановлением, разработан в целях обеспечения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения.
Так, согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
Требования к тактильным указателям (по назначению, размерам, типу рифления и местам расположения) изложены в таблице 3 п.4.2.2 ГОСТа Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».
Согласно п.6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м (п.6.2.4 СП 59.13330.2020).
Размеры входной площадки (ширина, глубина) с пандусом должны быть не менее 2,2 x 2,2 м (п.6.1.4 СП 59.13330.2020).
В соответствии с п.5.2.1 СП 59.13330.2020 на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) следует выделять не менее 10% машиномест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках. Каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256.
Согласно Методических рекомендаций «Разработка базовых методик по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами для тренеров, спортивного персонала, информационных материалов по вопросам безопасности занятий спортом для всех заинтересованных целевых аудиторий, включая спортсменов, тренеров, спортивный персонал, родителей спортсменов, руководителей спортивных организаций», утвержденных Приказом Минспорта России от 09.01.2023 № 2, спорткомплексы, в том числе, должны быть оборудованы кнопками вызова персонала для инвалидов.
Пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020 регламентировано наличие пандусов или подъемных устройств, доступных для МГН, при перепаде высот пола в здании. На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
Пунктами 5.1 и 5.2 ГОСТа Р 51261-2017, действовавшего до декабря 2022 года, а также положениями действующего ГОСТа 51261-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для МГН» в целях удобства передвижения инвалидов предусмотрено наличие опорных устройств (поручней) в том числе на лестницах.
Согласно материалам дела, здание, расположенное по адресу: ..., кадастровый № ..., находящееся в собственности МО МР «...», принадлежит на праве оперативного управления МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района».
В соответствии с пунктами 3.2.1 и 3.2.3 договора о закреплении за МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» имущества МО МР «...» на праве оперативного управления от 07.10.2020 Учреждение обязано соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу при его использовании, своевременно проводить текущий и капитальный ремонты имущества.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» как обладатель права оперативного управления, а равно фактический пользователь обязано обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание спорткомплекса как к социально значимому объекту.
Как следует из материалов дела, в декабре 2022 года прокуратурой Усть-Вымского района Республики Коми проведена проверка, по результатам которой установлены следующие нарушения требований действующего законодательства в сфере социальной защищенности инвалидов: перед входом в здание на лестнице отсутствуют поручни, проступи краевых ступеней лестничного марша при входе не имеют полос контрастных с поверхностью ступени, отсутствует тактильный контрастный указатель перед наружной лестницей, вход в здание не оборудован пандусом, порог входной двери превышает допустимое значение (более 0,014 м), отсутствует тактильный предупреждающий указатель перед дверью, отсутствует кнопка вызова персонала, входная площадка ненормативного размера; отсутствует парковка для инвалидов и дорожная разметка по ГОСТ 51256 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования».
09.01.2023 прокурором Усть-Вымского района Республики Коми в адрес МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» внесено представление об устранении допущенных нарушений, оставленное без удовлетворения, до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены и признаны последним в ходе рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, неисполнение МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к спортивным объектам нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие и свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика по принятию соответствующих мер.
Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком не представлено.
Таким образом, административные исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми к МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» являются законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Частью 2 ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При этом в силу п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» срок исполнения решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия и принятие решения, должен быть разумным.
Удовлетворяя административный иск прокурора и возлагая на МАУ «Спорткомплексы Усть-Вымского района» обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание спортивного комплекса, суд, учитывая социальную направленность и значимость данных мер, время, необходимое для совершения определенных административных процедур, объем и состав требуемых работ, полагает возможным установить срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором – до 01.09.2024 как отвечающий принципу разумности и исполнимости судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ....
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░░ 1071116000427, ░░░ 1116009090) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 51261-2022 (░░░░░ ░░░░ ░ 51261-2017);
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6.2.8 ░░ 59.13330.2020;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 3 ░.4.2.2 ░░░░░ ░ 52875-2018;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.6.1.2 ░░ 59.13330.2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.6.2.8 ░░ 59.13330.2020;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.6.1.4 ░░ 59.13330.2020;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.5.2.1 ░░ 59.13330.2020 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 51256.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
...
░░░░░...
... ░.░.░░░░░░░░
...
...