Дело № 2а-487/2022 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Некрасовское 25 октября 2022 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе судьи Шиховой Е.Ю., при секретаре Лисенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к ФИО6 ФИО3, ФИО2 об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
В суд обратилась ФИО с административным иском к ФИО6 ФИО3, ФИО2 об уменьшении размера исполнительского сбора взысканного на основании постановления ФИО6 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, до 37 500 рублей.
В обоснование требований в административном иске указано, что решением Некрасовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования ФИО4: на ФИО5, ФИО возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в <адрес> через очистные сооружения канализации №.
Апелляционным определением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Некрасовского районного суда была отменено в части удовлетворения исковых требований к ФИО5, в остальной части оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было возбуждено исполнительное производство № в отношении ФИО о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в <адрес> через очистные сооружения канализации №.
ДД.ММ.ГГГГ в ФИО поступило постановление о возбуждении исполнительного производства, ответ на которое был подготовлен.
ДД.ММ.ГГГГ в ФИО поступило постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, вынесенное ФИО6 ФИО3 по исполнительному производству №. Из указанного постановления следует, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, должником не представлено. Также должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков выполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми обстоятельствами.
Административный истец считает, что имеются основания для уменьшения исполнительского сбора, поскольку ФИО предпринимаются активные действия, направленные на исполнение судебного решения, что подтверждается, в частности, ответом ДД.ММ.ГГГГ на требование, поступившее в ФИО.
К существенным обстоятельствам, дающим возможность уменьшения исполнительского сбора, относится принятие уполномоченным органом мер, направленных на исполнение решения суда. Отказ, полученный от ФИО7, обоснован объективными причинами.
Кроме того, суд вправе учесть, что ФИО является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Финансовое обеспечение деятельности администрации Некрасовского муниципального района осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета ФИО8 муниципального района.
Бюджет ФИО8 муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ является дефицитным, дотационным (рефинансируемым бюджетом <адрес>), в связи с чем исполнение решения суда требует значительных финансовых затрат.
Административный истец ФИО, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административные ответчики ФИО6 ФИО3, представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ФИО3 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО2
Заинтересованные лица ФИО10, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
По смыслу положений ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно ст. 121 Федерального закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства, согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из содержания ст.ст. 14, 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Решение о возбуждении исполнительного производства оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов.
Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, подлежащие неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, закреплена законодательно. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что решением Некрасовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отмененным апелляционным определением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения исковых требований к ФИО5, были удовлетворены исковые требования ФИО4 на ФИО возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в <адрес> через очистные сооружения канализации №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 возбуждено исполнительное производство № должнику - ФИО был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ главой ФИО получено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве», Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
С учетом вышеприведенных норм, исходя из даты получения администрацией постановления о возбуждении исполнительного производства (ДД.ММ.ГГГГ), следует, что срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ и истекает с учетом нерабочих дней ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; судебный пристав-исполнитель вправе, среди прочего, взыскивать с должника исполнительский сбор.
В силу положений ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно частям 1 и 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в Постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства; исполнительский сбор имеет целью пресечение правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.
В связи с изложенным, взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Взыскание с должника исполнительского сбора, как уже указывалось выше, производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен без уважительных причин.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов исполнительного производства следует, что ФИО в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, требования не исполнены.
Доказательств наличия уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, должником представлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 ФИО3
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника ФИО в размере 50 000 рублей.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес ФИО2, ФИО6 ФИО3 направлено уведомление о предпринимаемых должником мерах по исполнению решения суда.
Более того, с момента вступления решения суда в законную силу решение суда не исполнено более 1 года, однако должником предпринимались меры по исполнению решения суда до возбуждения исполнительного производства.
В такой ситуации, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением требований в срок, установленный для их добровольного исполнения, не противоречит требованиям Закона РФ «Об исполнительном производстве».
Также материалами дела подтверждается, что органом местного самоуправления частично совершены действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно: постановлением ФИО от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена районная целевая программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры», в которую включен объект, указанный в судебном решении (п.2.1 стр.11) с целью разработки проектно-сметной документации с последующим строительством; предложение от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 в адрес ФИО7 о рассмотрении нового варианта размещения земельного участка для строительства очистных сооружений; ответ ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что
суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Принимая во внимание изложенное, учитывая обстоятельства дела в целом, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд считает подлежащими удовлетворению требования об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного с административного истца постановлением ФИО6 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на 1/4 часть от размера исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, т.е. до 37 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░