№2А-2739/2020
УИД 21RS0024-01-2020-003615-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2020 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тимофеевой Е.М.
при секретаре судебного заседания Иллюминарской Н.В.,
с участием представителя административного истца Кураковой Н.Н., представителей административных ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Чумаковой О.С., ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Ермолаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Казанцева Константина Владимировича к Управлению ФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, ФКУЗ «Медико-санитарная часть №21 ФСИН России» о признании незаконным отказа в выдаче направления на медицинское освидетельствование и проведение специального медицинского освидетельствования, обязании выдать направление на медицинское освидетельствование, обязании провести специальное медицинское освидетельствование,
у с т а н о в и л:
Казанцев К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии (далее - УФСИН России по Чувашии), ФКУЗ «Медико-санитарная часть №21 ФСИН России» (далее - ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России) о признании незаконным ответа УФСИН России по Чувашии от 07 августа 2020 года №№ и ответа ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 14 августа 2020 года №№ об отказе в выдаче направления на медицинское специальное медицинское освидетельствование специальной медицинской комиссией на предмет наличия (отсутствия) заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания; обязании УФСИН России по Чувашии выдать направление на медицинское освидетельствование, обязании ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России провести специальное медицинское освидетельствование специальной медицинской комиссией на предмет наличия (отсутствия) заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Требования мотивированы тем, что приговором Калининского районного суда г.Чебоксары от 13 сентября 2018 года Казанцев К.В. осужден по ч.3 ст.264 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года условно с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средствами на срок 2 года. Апелляционным постановлением Верховного Суда Чувашской Республики от 06 ноября 2018 года приговор Калининского районного суда г.Чебоксары изменен, Казанцеву К.В. назначено наказание в виде лишения свободы на срок один год 9 месяцев отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года. 23 июля 2020 года он обратился к административным ответчикам с ходатайством о выдаче направления на медицинское освидетельствование медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы. 07 августа 2020 года УФСИН России по Чувашии направил ответ за №№, которым отказал в выдаче направления на медицинское освидетельствование и проведении специального медицинского освидетельствования специальной медицинской комиссией ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России на предмет наличия (отсутствия) заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Аналогичный отказ изложен в ответе ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России №№ от 14 августа 2020 года. Считал данные отказы незаконными, поскольку в силу ч.2 ст.81 УК РФ лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, по его ходатайству может быть судом освобождено от отбывания наказания.
В судебное заседание административный истец Казанцев К.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Его представитель Куракова Н.Н. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, вновь привела их суду. Дополнительно пояснила, что Казанцеву К.В. предоставлялись отсрочки от отбывания наказания. Создавалась специальная комиссии, было вынесено заключение от 27 марта 2019 года, которым было установлено, что на момент проведения освидетельствования Казанцева К.В. полученные клинические данные не позволяют вынести достоверное заключение о наличии или отсутствии заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. В настоящее время административный истец имеет отсрочку от отбывания наказания, в местах лишения свободы не находится. Однако он имеет статус осужденного, следовательно, он имеет право обратиться за выдачей направления на специальное медицинское освидетельствование. Казанцев К.В. обращался в гражданские больницы с заявлением о направлении на медицинское освидетельствование, но там ему отказывали.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Чувашии Чумакова О.С. исковые требования не признала, пояснив суду, что УФСИН России по Чувашии является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как в его компетенцию выдача направлений на медицинское освидетельствование не входит. Кроме того, после вынесения приговора Казанцеву К.В. было выдано предписание, на основании которого он прибыл в ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии для отбывания наказания. 02 апреля 2019 года постановлением Алатырского районного суда Чувашской Республики принято решение об отсрочке наказания в связи с болезнью, препятствующей отбыванию наказания на срок 2 месяца. В последующем Казанцев К.В. неоднократно не получал заказные письма о прибытии в УФСИН России по Чувашии для последующего исполнения приговора. 02 сентября 2019 года постановлением Калининского районного суда г.Чебоксары Казанцеву К.В. предоставлена отсрочка от отбывания наказания на срок 3 месяца в связи с болезнью, препятствующей отбыванию наказания. После окончания указанного периода Казанцев К.В. письма с требованием о прибытии в УФСИН России по Чувашии для последующего исполнения наказания не получал, находясь на стационарном лечении в различных лечебных учреждениях. Таким образом, административный истец уклоняется от отбывания наказания, за получением предписания не прибывает. Приговор Калининского районного суда от 13 сентября 2018 года не исполнен до настоящего времени. Указала также, что ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания подается осужденным через администрацию исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Ермолаева Е.Ю. в судебном заседании административный иск не признала, суду пояснила, что направление на медицинское освидетельствование осуществляется начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, а проведение медицинского освидетельствования осуществляется врачебной комиссией ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России. Указала, что направление и проведение медицинского освидетельствования проводится в отношении осужденных, отбывающих наказание.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9,11 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что приговором Калининского районного суда г.Чебоксары от 13 сентября 2018 года Казанцев К.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года условно с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средствами на срок 2 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным дела Верховного Суда Чувашской Республики от 06 ноября 2018 года указанный приговор изменен, Казанцеву К.В. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 9 месяце с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средствами на срок 2 года.
Постановлением Алатырского районного суда Чувашской республики от 02 апреля 2019 года Казанцеву К.В. предоставлена отсрочка от исполнения приговора Калининского районного суда г.Чебоксары от 13 сентября 2018 года в связи с болезнью, препятствующей отбыванию наказания. Данным постановлением установлено, что Казанцев К.В. на дату вынесения постановления отбывал наказание в ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашии.
Постановлением Калининского районного суда г.Чебоксары от 02 сентября 2019 года Казанцеву К.В. предоставлена отсрочка исполнения наказания в связи с болезнью, препятствующей отбыванию наказания.
23 июля 2020 года Казанцев К.В. обратился с ходатайством в УФСИН России по Чувашии и председателю специальной медицинской комиссии ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России о выдаче направления на медицинское освидетельствование медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы (л.д.9).
Письмом от 07 августа 2020 года №№ УФСИН России по Чувашии отказало заявителю в удовлетворении ходатайства по тем основаниям, что сведений о месте отбывания им наказания в подведомственных учреждениях УФСИН России по Чувашии не имеется (л.д.7).
Письмом от 14 августа 2020 года №№ ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России также отказало Казанцеву К.В. в удовлетворении ходатайства по тем же основаниям (л.д.6).
Согласно ч.6 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В силу ст.101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации; в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, лечебные исправительные учреждения; администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных; порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с ч.6 ст.175 УИК РФ осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. При невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.
Согласно ч.8 ст.175 УИК РФ перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок медицинского освидетельствования осужденных, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 06 февраля 2004 года № 54 в редакции от 03 февраля 2020 года «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» в соответствии со статьей 175 УИК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Правила направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.
В соответствии с п.2 Правил направления на медицинское освидетельствование основаниями для направления осужденного на медицинское освидетельствование являются:
а) обращение осужденного, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законного представителя в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а также обращение осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания;
б) подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.
Согласно пункту 1 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения (пп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России).
В соответствии с абз.4 ст.7 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
По смыслу приведенных норм, учитывая, что полномочия на выдачу направления на специальное медицинское освидетельствование специальной медицинской комиссией на предмет наличия (отсутствия) заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, имеет учреждение или орган, исполняющий наказание, учитывая, что основанием для направления на медицинское освидетельствование является, в том числе, подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью, и в последующем одновременно с указанным ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.
Административные ответчики УФСИН России по Чувашии и ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России такими полномочиями не обладают и обязанность по выдаче направления на специальное медицинское освидетельствование специальной медицинской комиссией на предмет наличия (отсутствия) заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания не несут.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суд считает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), предусмотренных положениями ст.227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований. В соответствии с приведенными законоположениями административным ответчиком представлены доказательства, опровергающие доводы истца о незаконном бездействии и нарушении прав Казанцева К.В.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ №№ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №21 ░░░░ ░░░░░░» ░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ №№ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №21 ░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.