Дело <номер>а-1228/2023
УИД 18RS0003-01-2022-006993-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Михалевой И.С.
при секретаре Галкиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецовой Н.А,, Кузнецова А.В,, Машковцевой М.А, к Администрации муниципального образования «Город Ижевск», МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», Отраслевому органу Администрации г.Ижевска Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевскао возложении обязанности по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецова Н.А., Кузнецов А.В., Машковцева М.А. обратились в суд с административным иском к Администрации МО «Город Ижевск» о возложении обязанности исполнить в полном объеме комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог по улицам А.Саврасова, И.Левитана и Рублева г.Ижевска, а именно устранить все имеющееся на указанных дорогах просадки, выбоины и иные повреждения, привести состояние дорожного покрытия указанных автодорог с соответствие с ГОСТ Р50597-2017 и обеспечить освещение вдоль указанных автодорог.В обоснование заявленных административных исковых требований истцы указали, что в силу норм Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995г. № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 210 ГК РФ, ст. 44 Устава МО «Город Ижевск» на Администрацию муниципального образования «город Ижевск», как орган местного самоуправления и собственника автодорог, возложена обязанность производить ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск», обеспечивать соответствие указанных дорог нормативно-техническим актам. Между тем, на указанных дорогах выявлены факты ненадлежащего содержания, а именно: на всем протяжении отсутствует дорожное покрытие, дорога имеет многочисленные просадки, выбоины и иные повреждения по своим параметрам недопустимые в соответствии с ГОСТ. Наличие таких повреждений угрожает безопасности дорожного движения. Дороги требуют срочного ремонты (возведения), они ни разу не асфальтировались. Ямы на дороге в период таяния снега и во время дождей заполняются водой, вследствие чего невозможно проехать и пройти по ним, а тротуары на дорогах отсутствуют. Состояние дорог затрудняет движение по ним машин скорой помощи, пожарной охраны и иных спасательных служб. Других дорог для проезда истцов к своим жилищам не имеется. Состояние дорог создает неудобства и угрозу жизни, нарушает права истцов на использование дорог в надлежащем состоянии. Кроме того, на данных дорогах полностью отсутствует освещение. На основании изложенного истцы просят обязать ответчика привести в соответствие с нормативными требованиями указанные дороги, устранить просадки, выбоины и иные повреждения, а также обеспечить освещение на этих дорогах.
В ходе разбирательства дела истцы дополнили иск требованием обязать ответчика включить сумму необходимых затрат на исполнение решения суда в статью расходов бюджета на 2023-2024г.г., а также требованием о взыскании расходов по оплате госпошлины.
В ходе разбирательства дела в качестве административных соответчиков были привлечены МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», Отраслевой орган Администрации г.Ижевска Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска.
В ходе разбирательства дела судом к участию в нем в качестве заинтересованного лица был привлечен ИП Хаертдинов Ф.С.
В судебном заседании административный истец Кузнецова Н.А. настаивали на удовлетворении административных исковых требований, пояснила, что считает разумным сроком для устранения недостатков дорожного покрытия – до 31.08.2023г.
В судебном заседании представитель административного ответчика МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» Полякова Е.Н. исковые требования не признала, пояснила, что в адрес ИП Хаердинова Ф.С. направлено предписание о необходимости проведения работ по грейдированию дорог, грейдирование было осуществлено, однако полностью недостатки дорожного покрытия устранить не удалось, считает разумным сроком для устранения недостатков дорожного покрытия – до 01.10.2023г. в случае надлежащего финансирования.
В судебном заседании представитель административного ответчика Отраслевого органа Администрации г.Ижевска Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска Чистякова Е.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что в настоящий момент подана заявка для выделения из бюджета денежных средств на обеспечение надлежащего содержания автомобильных дорог, однако будут ли выделены денежные средства не известно. Считает разумным сроком для устранения недостатков дорожного покрытия – до 01.10.2023г., в случае надлежащего финансирования.
Административные истцы Кузнецов А.В., Машковцева М.А., представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Ижевск», заинтересованные лица Управление МВД России по УР, ИП Хаертинов Ф.С. в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее –Федеральный закон№196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 4 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Положения ст.ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В силу ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог города и сельских поселении, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам и контроля, установлены «ГОСТ Р5097-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методы контроля».
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» указанные требования государственного стандарта подлежат обязательному исполнению, поскольку соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
Ул.А.Саврасова, ул.И.Левитана и ул. Рублева расположены в пределах границ территории муниципального образования «город Ижевск» в квартале «Западный» Нового Игерманаг.Ижевска.
Указанные улицы были включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск» Постановлением Администрации г.Ижевска №1469 от 20.07.2022г.
В соответствии с выписками из реестра муниципального имущества указанные дороги по ул. А.Саврасова, ул. И.Левитана и ул. Рублева г.Ижевска находятся в муниципальной собственности города и относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В настоящее время технические паспорта указанных дорог не изготовлены, в связи с чем, категория дорог не определена.
Содержание указанных автомобильных дорог производится на основании муниципальных контрактов, заключаемых МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» с подрядчиками. В настоящее время таким подрядчиком является ИП Хаертдинов Ф.С.
Материалами административного дела и дела об административном правонарушении №5-826/2022подтверждено, что дорожное покрытие по ул. А.Саврасова, ул. И.Левитана и ул. Рублева г.Ижевскаимеет дефекты в виде выбоин и просадок в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р52766-2007.
Также судом установлено, что наружное освещение указанных улиц отсутствует по причине того, что сети наружного освещения отсутствуют, то есть не были построены. Данный факт подтверждается в том числе ответом МКП г.Ижевска «ГОРСВЕТ» №245 от 03.04.2023г.
Кузнецова Н.А. и Кузнецов А.В. проживают с доме <номер> по ул.А.Саврасоваг.Ижевска. Машковцева М.А. проживает в доме 17 по ул.И.Левитана г.Ижевска. в связи с проживанием в квартале Западный Нового Игерманаг.Ижевска истцы пользуются для проезда к дому указанными тремя улицами.
Суду представлено предписание МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» в адрес ИП Хаертдинова Ф.С. от 12.05.2023г. по устранению аварийных дефектов на указанных улицах в срок до 25.05.2023г. Суду также представлены ведомости объемов подсыпки инертным материалом дорожного покрытия на указанных улицах. Между тем, суду не представлены документы, подтверждающие проведение работ по ремонту дорожного покрытия на этих улицах, например, акты выполненных работ и т.п. Вследствие этого суд находит выполнение таких работ недоказанным. Помимо этого, представитель МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» не оспаривала, что дефекты дорожного покрытия на указанных улицах на момент рассмотрения дела полностью не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).
Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики», муниципальное образование – городское поселение «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 №333, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Статьей 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу приведенных норм права лицом, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Ижевск», в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация муниципального образования «Город Ижевск».
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения городского округа. Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, Администрация муниципального образования «Город Ижевск» уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, и несет финансовые обязательства по решению указанных вопросов местного значения, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.
Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения в виде наличия на дорожном покрытии выбоин и просадок создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, в том числе истцов по делу, нарушает их право на пользование дорогами общего пользования соответствующими обязательным требованиям государственного стандарта.
Учитывая, что дороги не соответствуют обязательным требованиям п.п. 5.2.4ГОСТ Р 50597-2017 и устранение этих нарушений необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы истцов, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления по неисполнению федерального законодательства в указанной сфере содержания автомобильных дорог местного значения является незаконным.
На основании приведенных нормативных актов суд находит требования истцов о возложении на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» обязанности привести в соответствие с требованиями пункта ГОСТ Р 50597-2017 участки дорог общего пользования местного значенияг.Ижевска на ул. А.Саврасова, ул.И.Левитана и ул.Рублевазаконными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Исковые требования в данной части к МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» и Отраслевому органу Администрации г.Ижевска Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска удовлетворению не подлежит, поскольку данные ответчики не являются надлежащими.
При рассмотрении вопроса о способе и сроках исполнения решения суда, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд при принятии решения, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Истцы в иске не указали срок исполнения, приемлемый с их точки зрения. При рассмотрении дела административный истец Кузнецова Н.А. пояснила, что считает разумным сроком для устранения недостатков дорожного покрытия – до 31.08.2023г., представители административных ответчиков указали, что разумным будет срок до 01.10.2023г., однако только в случае надлежащего финансирования.
Как установлено судом, технические паспорта указанных дорог в настоящее время не изготовлены, поскольку они только летом 2022г. были переданы в муниципальную собственность. В связи с этим категория дорог не установлена. Сроки и способы приведения данных дорог в соответствие с требованиями нормативных документов зависят, в том числе, от изготовления технических паспортов и установления категории дорог. В связи с этим суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в срок до 01 июля 2024 года.
Исковые требования истцов в части возложения на ответчиков обязанности обеспечить освещение дорог на указанных выше улицах, а также о возложении обязанности включить сумму необходимых затрат в статью расходов бюджета удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено судом, освещение указанных улиц в настоящее время отсутствует по причине того, что оно не построено. Исковые требования истцов обеспечить освещение улиц фактически являются требованиями обязать ответчиков построить соответствующие линейные объекты, инфраструктуру, необходимую для освещения улиц. Кроме того, истцы прямо заявили исковые требования о включении суммы необходимых расходов в бюджет.
В соответствии со ст. 9 Бюджетного Кодекса РФ:
1. К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии со ст. 31 БК РФ:
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 86 БК РФ
1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, в том числе соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Из приведенных выше правовых норм следует, что бюджетная деятельность является исключительной компетенцией субъекта такой деятельности, в данном случае муниципального образования «Город Ижевск» в лице его соответствующих органов. Истцы сторонами данных правоотношений не являются, в связи с чем они не вправе требовать, в том числе и в судебном порядке, от ответчиков включения тех или иных расходов в состав расходов бюджета.
Обязательства по содержанию уже существующего имущества, принадлежащего ответчику на праве собственности, прямо вытекают из требований законодательства. В том случае, когда неисполнение обязательства по содержанию этого имущества нарушает права гражданина, такой гражданин вправе в судебном порядке требовать от ответчика исполнения своих обязательств.
В настоящем деле истцы просят в судебном порядке обязать ответчиков создать (построить) или приобрести в каком-либо порядке имущество, а именно сети освещения улиц. Между тем, обязательства лица могут возникать из требований закона, из сделок, вследствие причинения вреда или неосновательного обогащения (ст. 307 ГК РФ). Требования истцов не основаны на законе. Они также не вытекают и из иных предусмотренных законом оснований возникновения обязательств.
В связи с изложенным, исковые требования в части возложения на ответчиков обязанности обеспечить освещение дорог на указанных выше улицах, а также о возложении обязанности включить сумму необходимых затрат в статью расходов бюджета не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
В связи с частичным удовлетворением иска и в соответствии со ст. 111 КАС РФ в пользу истцов с ответчика Администрации муниципального образования «Город Ижевск» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в заявленном размере по 100 рублей в пользу каждого. Излишне уплаченная Кузнецовой Н.А. госпошлина в сумме 200 рублей подлежит возврату.
Срок на обращение в суд с административным иском истцами не пропущен, в связи с тем, что нарушения закона носят длящийся характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░.░░░░░░░░░, ░░.░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░.░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2023-2024░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░.░░░░░░░░░, ░░.░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░.░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░.░░░░░░░░░, ░░.░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░.░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2023-2024░.░.,░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░ ░.░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░.░░░░░░░░░, ░░.░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░.░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2023-2024░.░.,░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ 100 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.06.2023░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.