Дело № 2а-1-217/2021
УИД 33RS0017-01-2021-000188-23
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2021 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области
в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием
административного истца Марышева С.Н.,
представителя административного ответчика Арабей О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области административное дело по административному иску Марышева С. Н. к администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области о признании незаконными и отмене ответов об отказе в предоставлении земельных участков, обязании рассмотреть заявления о предоставлении в аренду земельных участков,
у с т а н о в и л :
Марышев С.Н. обратился в Собинский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области о признании незаконными и отмене ответов об отказе в предоставлении земельных участков, обязании рассмотреть заявления о предоставлении в аренду земельных участков.
В обоснование административного иска Марышев С.Н., ссылаясь на положения ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», указал, что он является жителем <...> муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области. 19 октября 2020 года он обратился в администрацию муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами NN, NN. В ответ на обращение он получил отказ. Считает, что ответ администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области является незаконным.
С учетом изложенного административный истец Марышев С.Н. просит суд признать незаконными и отменить ответы администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области от 2 ноября 2020 года; обязать администрацию муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области рассмотреть его заявление от 19 октября 2020 года (л.д. 8-10).
Определением суда от 12 февраля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Собинского района Владимирской области и комитет по управлению имуществом администрации Собинского района (л.д. 24).
В суде административный истец Марышев С.Н. административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Дополнительно Марышев С.Н. пояснил, что ранее он владел одним из спорных земельных участков, огородил его, складировал на нем материалы, установил строительный вагончик. Судом было признано незаконным межевание этого участка. В настоящее время он не может убрать с участка материалы и строительный вагончик, так как это очень трудоемко. Административный ответчик спорными земельными участками не пользуется и пользоваться не будет. Административный ответчик оформил право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки ввиду личной заинтересованности, поддерживая интересы владельца земельного участка NN. Отказ административного ответчика в предоставлении земельных участков в аренду является незаконным, поскольку не содержит конкретного правового обоснования, доказательств использования административным ответчиком земельного участка нет, препятствия для предоставления земельных участков в аренду отсутствуют. В тексте административного иска допущена описка: в отношении обоих земельных участков указан один и тот же кадастровый номер – NN, тогда как следовало указать кадастровые номера земельных участков – NN и NN, что соответствует оспариваемым отказам.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области Арабей О.В. (л.д. 55-56) против административного иска возражал, в его удовлетворении просил суд отказать.
Обосновывая возражения против административного иска, Арабей О.В. пояснил, что в настоящее время спорными земельными участками администрация муниципального образования Куриловское Собинского района пользоваться не может по причине того, что участки заняты строительными материалами, принадлежащими Марышеву С.Н. В будущем на этих участках планируется организация площадки для сбора твердых коммунальных отходов, также участки были зарезервированы для проезда к участку NN. Администрация муниципального образования Куриловское Собинского района не обладает полномочиями по передаче спорных земельных участков третьим лицам, это – полномочия администрации Собинского района.
Представитель заинтересованных лиц администрации Собинского района Владимирской области и комитета по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 61-62), в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей (л.д. 44-45, 48, 50, 52-53).
Представитель заинтересованных лиц администрации Собинского района Владимирской области и комитета по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области Пурсакина В.В. представила письменные отзывы на административный иск, в которых указала, что в соответствии с п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельных участков с кадастровыми номерами NN и NN не представляется возможным, так как постановлениями администрации Собинского района Владимирской области № 708 от 8 августа 2019 года и № 622 от 18 июня 2019 года испрашиваемые земельные участки были предоставлены администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 44, 48).
Неявка в судебное заседание представителей заинтересованных лиц администрации Собинского района Владимирской области и комитета по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области, извещенных судом в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации их права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые административным истцом Марышевым С.Н. ответы администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области датированы 2 ноября 2020 года (л.д. 8-9, 13-14). Марышев С.Н. направил в суд настоящий административный иск почтовой связью 1 февраля 2021 года, о чем свидетельствуют сведения об отслеживании почтового отправления, размещенные в свободном доступе в сети «Интернет», с штриховым почтовым идентификатором NN (л.д. 16). Таким образом, Марышев С.Н. обратился в суд с настоящим административным искомом в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ административный иск об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть удовлетворен при совокупности двух обстоятельств – незаконности обжалуемых действий (бездействия) и нарушением указанными действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что 19 октября 2020 года Марышев С.Н. обратился в администрацию муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области с заявлениями на имя врио главы администрации К, в которых просил предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровыми номерами NN и NN, расположенные по адресу: <...>, для обслуживания жилой застройки (л.д. 11-12).
Письмами администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области за подписью врио главы администрации К от 2 ноября 2020 года Марышеву С.Н. было отказано в предоставлении последнему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами NN и NN, расположенных по адресу: <...>, по тем основаниям, что земельные участки переданы администрации муниципальное образование Куриловское Собинского района Владимирской области в постоянное (бессрочное) пользование под обслуживание жилой застройки (л.д. 13-14).
Как следует из ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящими в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Постановлением администрации Собинского района № 708 от 8 августа 2019 года земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 797 кв.м., с кадастровым номером NN, расположенный по адресу: <...>, с разрешенным использованием: обслуживание жилой застройки, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования Куриловское Собинского района (л.д. 46). Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 15 февраля 2021 года № NN за администрацией муниципального образования Куриловское Собинского района 5 августа 2020 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером NN (л.д. 31-33).
Постановлением администрации Собинского района № 622 от 18 июня 2019 года земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 462 кв.м., с кадастровым номером NN, расположенный по адресу: <...>, с разрешенным использованием: обслуживание жилой застройки, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования Куриловское Собинского района (л.д. 47). Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 15 февраля 2021 года № NN за администрацией муниципального образования Куриловское Собинского района 6 июля 2020 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером NN (л.д. 28-30).
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1). Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (п. 3).
На основании п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Поскольку спорные земельные участки принадлежат администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, последняя в силу положений п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации не правомочна ими распоряжаться, то Марышеву С.Н. правомерно отказано в предоставлении этих земельных участков в аренду для целей обслуживания жилой застройки.
Относительно доводов административного истца Марышева С.Н. об отсутствии в оспариваемых им ответах об отказах в предоставлении в аренду земельных участков правового обоснования суд отмечает, что данное обстоятельство не влечет признание оспариваемых отказов незаконными, так как они являются по существу верными и соответствуют положениям п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, права административного истца не нарушают.
Требование о возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о предоставлении земельных участков в аренду производно от первоначального искового требования о признании незаконными и отмене ответов об отказе в предоставлении земельных участков, оснований для удовлетворения которого с учетом вышеизложенного суд не находит.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконным необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не может быть признаны незаконным.
В ходе рассмотрения административного дела такой совокупности не установлено, в связи с чем, суд приходит к безусловному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 22 ░░░░░ 2021 ░░░░.