№ 2а-312/2022
УИД 22RS0042-01-2022-000393-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2022 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Погосовой О.С.,
с участием помощника прокурора Родинского района Алтайского края Онохрей Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Родинского района проведена проверка соблюдения исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в результате которой установлено следующее.
В соответствии с решениями Родинского районного Совета депутатов от 27.10.2017 №34, от 29.11.2019 №54 об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией Родинского района Алтайского края и Администрациями сельских поселений района Алтайского края полномочия Администрации Родинского района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов переданы Администрациям сельсоветов.
В ходе проверки установлено, что на территории Зеленолуговского сельсовета Родинского района на расстоянии 570 м. в северо-восточном направлении от с. Зеленый Луг расположено место для размещения отходов производства и потребления - свалка ТБО.
Таким образом, данные объекты размещения отходов не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Органами местного самоуправления меры по очистке земельных участков от отходов и ликвидации несанкционированных свалок не приняты.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Захламление земельных участков отходами производства и потребления относится к вредному (негативному) воздействию на землю и на окружающую среду в целом, что представляет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в случае их не устранения.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Руководствуясь ст. 39 КАС РФ, прокурор Родинского района просит признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края, Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края по неисполнению обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 570 м. в северо-восточном направлении от с. Зеленый Луг Родинского района Алтайского края; возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края, Администрацию Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 570 м. в северо-восточном направлении от с. Зеленый Луг Родинского района Алтайского края, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения указанных действий в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Участвующая в судебном заседании помощник прокурора Родинского района Ю.А. Онохрей на удовлетворении административных исковых требований настаивала и сослалась на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края Митченко П.А. в судебном заседании административные исковые требования признал.
Представитель административного ответчика Администрации Родинского района Алтайского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки в суд не сообщил дело слушанием отложить не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, помощника прокурора Родинского района Алтайского края Ю.А. Онохрей, настаивавшую на удовлетворении иска, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Родинского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона №7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ч.ч.4 - 7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Запрещается размещение отходов, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Из положений ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст.9.1 Закона Алтайского края от 11.02.2008 №11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в части 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с решением Родинского районного Совета депутатов от 29.11.2019 №54 об утверждении дополнительных соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией Родинского района Алтайского края и Администрациями сельсоветов Родинского района Алтайского края полномочия Администрации Родинского района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию твердых коммунальных отходов переданы Администрациям сельсоветов (л.д. 7-8).
Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации Родинского района Алтайского края от 15.02.2019 № 63 местом временного накопления твердых коммунальных отходов определен земельный участок с кадастровым номером 22:37:090102:44, площадью 28347 кв.м, расположенный по адресу: Алтайский край, Родинский район, на расстоянии 2308 м. по направлению на северо-восток от с. Родино (л.д. 6).
В ходе проверки установлено, что на территории Зеленолуговского сельсовета Родинского района на расстоянии 570 м. в северо-восточном направлении от с. Зеленый Луг расположено место для размещения отходов производства и потребления - свалка ТБО, что подтверждается актом проверки от 06.10.2022 на л.д. 4-5.
Таким образом, данные объекты размещения отходов не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Органами местного самоуправления меры по очистке земельных участков от отходов и ликвидации несанкционированных свалок не приняты.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Захламление земельных участков отходами производства и потребления относится к вредному (негативному) воздействию на землю и на окружающую среду в целом, что представляет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в случае их не устранения.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки подлежит удовлетворению.
Суд полагает признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края, Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края по неисполнению обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 570 м. в северо-восточном направлении от с. Зеленый Луг Родинского района Алтайского края.
Суд полагает необходимым возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края, Администрацию Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 570 м. в северо-восточном направлении от с. Зеленый Луг Родинского района Алтайского края, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; в соответствии со ст. 189 КАС РФ установить ответчикам срок для совершения указанных действий в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 570 ░. ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 570 ░. ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░