Дело ***а-1150/2024
УИД 22RS0***-77
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Барнаул 20 февраля 2024 г.
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Купальцевой Е.В.,
при секретаре Ивановой Ж.В.,
с участием представителя административного истца Тепловой Ю.В.,
административного ответчика – судебного пристава – исполнителя ОСП Индустриального района г. Барнаула Вепренцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаенко Сергея Николаевича к ОСП Индустриального района г. Барнаула, судебным приставам - исполнителям ОСП Индустриального района г. Барнаула Вепренцевой Наталье Андреевне, Симорозу Руслану Юрьевичу, заместителю начальника отдела организационно-контрольной работы УФССП по Алтайскому краю Лазаревой Анфисе Ивановне, заместителю начальника отделения –старшего судебного пристава ОСП Индустриального района г. Барнаула Князевой Инне Константиновне, начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП Индустриального района г. Барнаула Калмыкову Максиму Павловичу, Главному Управлению службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене постановления, прекращении исполнительного производства,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Индустриального района г. Барнаула Вепренцевой Натальи Андреевны № 255469/23/22022-ИП от 16.09.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 665 874,65 рублей и его отмене, а также прекращении исполнительного производства № 255469/23/22022-ИП от 02.10.2023.
В обоснование заявленных требований указано, что 16.11.2023 через сервис «Банк данных исполнительных производств» на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов РФ, административному истцу стало известно о наличии в отношении него исполнительного производства № 255469/23/22022-ИП по взысканию исполнительского сбора. Исполнительное производство возбуждено 02.10.2023 на основании постановления № 22022/20/632369 от 16.09.2020. Сумма исполнительского сбора 665 874,65 рублей. Судебный пристав-исполнитель Вепренцева Н.А. Сведения о наличии в отношении Николаенко С.А. возбужденных исполнительных производств на сайте ФССП России отсутствуют. Постановления о возбуждении каких-либо исполнительных производств, в том числе о взыскании исполнительского сбора, Николаенко С.А. не получал, о сроках исполнения каких-либо исполнительных документов не уведомлялся.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены: судебные приставы-исполнители ОСП Индустриального района г. Барнаула Симороз Руслан Юрьевич, заместитель начальника отдела организационно-контрольной работы УФССП по Алтайскому краю Лазарева Анфиса Ивановна, заместитель начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Индустриального района г. Барнаула Князева Инна Константиновна, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП Индустриального района г. Барнаула Калмыков Максим Павлович, Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца ФИО10 в судебном заседании поддержала исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик СПИ ОСП Индустриального района г. Барнаула Вепренцева Н.А., в судебном заседании пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства, направлялось в адрес должника заказным письмом, но сведений о присвоении ШПИ не имеется. Доказательств того, что взыскатель уведомлен о возбуждении исполнительного производства, уже уничтожены. Основное производство окончено в сентябре 2023 года. Оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФИО8 – ФИО11 в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ. До момента смерти она являлась представителем ФИО8 по доверенности. По существу заявленных требований пояснила, что исполнительный лист был отозван по заявлению взыскателя. Относительно требований искового заявления считает заслуживающим внимания довод о том, что сторонам исполнительного производства постановление о возбуждении исполнительного производства не поступали. Так как исполнительский сбор взыскивается с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется. Полагает, возможным удовлетворить исковые требования Николаенко С.А. об отмене исполнительного сбора. В связи со смертью ФИО8 обеспечить его явку в судебное заседание не представляется возможным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, исполнительное производство, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся участников.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст.219 КАС РФ).
Согласно ст.122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).
Согласно доводам иска административный истец оспаривает постановление о взыскании исполнительского сбора от 16.09.2020 ***, вынесенного в рамках исполнительного производства ***- ИП от ДД.ММ.ГГГГ, о вынесении которых истец узнал 16.11.2023, при этом, суд учитывает, что стороной ответчика не представлены доказательства их вручения Николаенко С.А. до указанной даты. Административный иск поступил 01.12.2023, который направлен Николаенко С.А. через почтовую связь 20.11.2023, в связи с чем суд находит, что срок для подачи иска соблюден.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч.1, 2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч.11,12, 17 ст.30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП от 10.12.2010 ***, предусмотрено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства Юстиции Российской Федерации от 08.07.2014 №0001/16.
В силу пункта 2.4.1 указанных Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 12.07.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Индустриальному району г. Барнаула возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении должника Николаенко Сергея Анатольевича в пользу взыскателя ФИО8, предмет взыскания: иной вид исполнения имущественного характера не в бюджеты РФ в размере 9 512 495 рублей. В указанном постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Согласно представленным сведениям из программного комплекса АИС, ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику почтовой корреспонденцией по адресу: <адрес>. При этом сведений о присвоении почтовому отправлению ШПИ не имеется.
Иных доказательств в подтверждение факта направления постановления о возбуждении исполнительного производства, уведомления должника иным образом о возбуждении в отношении него указанного исполнительного производства стороной ответчика не представлено.
16.09.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП Индустриального района г. Барнаула вынесено постановление *** о взыскании с должника Николаенко Сергея Анатольевича исполнительского сбора в размере 665 874 рубля 65 копеек.
Согласно представленным сведениям из программного комплекса АИС постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера по ИП ***-ИП направлялось заказной почтой с уведомлением. При этом сведений о присвоении почтовому отправлению ШПИ не имеется.
29.09.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства ***-ИП в отношении должника Николаенко Сергея Анатольевича, поскольку в ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа исполнены частично, подано взыскателем заявление об окончании исполнительного производства. Неосновной долг выделен в отдельные исполнительные производства.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству ***-ИП по состоянию на 25.01.2024 с должника взыскано и перечислено взыскателю 40 597 рублей 53 копейки.
02.10.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Индустриальному району г. Барнаула возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении должника Николаенко Сергея Анатольевича на основании исполнительного документа – постановления судебного пристава-исполнителя от 16.09.2020 ***. В указанном постановлении срок для добровольного исполнения требований не установлен.
Согласно представленным сведениям из программного комплекса АИС постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора направлено в адрес должника посредством ЕПГУ, а также почтовым отправлением. При этом сведений о присвоении почтовому отправлению ШПИ не имеется.
22.11.2023 судебным приставом-исполнителем совершено исполнительное действие - выход по месту жительства должника по адресу: <адрес>, в ходе которого должник не установлен, оставлено извещение в двери. Со слов соседей из <адрес>, фамилию не знают, но живет мужчина, с ним не знакомы, но редко его видят. В последние 2 месяца не видели вообще.
30.11.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства ***-ИП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине розыска должника.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству ***-ИП о взыскании исполнительского сбора по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства не взыскивались.
Суд также учитывает, что на момент возбуждения исполнительного производства ***-ИП возможность уведомления посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг отсутствовала.
Согласно адресной справке УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, с 01.10.2021 Николаенко Сергей Анатольевич зарегистрирован по месту жительства: <адрес>.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, судом установлено, что материалы настоящего дела и исполнительного производства не содержат относимых и допустимых доказательств о получении истцом копий оспариваемых по делу постановлений.
Так, достоверных данных о том, что должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства от 12.07.2019 №88043/19/22022-ИП, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа ответчиком, на котором лежало бремя доказывания названного обстоятельства в силу ч.2 ст.62 КАС РФ, не представлено.
В силу ч.ч.6,7 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Федерального закона №229-ФЗ, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 №13-П, от 17.01.2013 №1-П, от 25.02.2014 №4-П и от 19.01.2017 №1-П, определении от 02.04.2015 №654-О.
Согласно ч.3 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
При этом, суд не находит оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 16.09.2020, вынесенного в рамках исполнительного производства ***-ИП от 12.07.2019, поскольку должник знал, что в ОСП Индустриального района г. Барнаула находится на исполнении исполнительное производство ***-ИП от 12.07.2019, так как с 2019 года с него производились удержания денежных средств в счет погашения задолженности, в связи с чем в указанной части исковые требования подлежат оставлению судом без удовлетворения. По аналогичным мотивам суд не находит оснований для прекращения исполнительного производства ***-ИП от 02.10.2023.
Согласно п.56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации ***, утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022, суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя и вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Вместе с тем, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств уведомления истца о возбуждении исполнительного производства от 12.07.2019 ***-ИП и невозможность их предоставления стороной ответчика, невозможность установления факта исполнения (неисполнения) требований исполнительного документа в добровольный срок, дату, с которой подлежал исчислению добровольный срок исполнения требований исполнительного документа, суд находит, что имеются основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175–180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 16.09.2020 №22022/20/632369 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 88043/19/22022- ░░ ░░ 12.07.2019.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.03.2023