Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1063/2024 ~ М-2760/2023 от 08.12.2023

Дело № 2а-1063/2024

39RS0010-01-2023-003550-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2024 года    г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи     Дашковского А.И.

при секретаре     Кряжовой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Калининградской области к Дойникову Максиму Владимировичу о взыскании налоговой недоимки, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что в налоговые периоды 2014 и 2015 гг. являлся плательщиком транспортного налога, в период 2021 года – земельного налога, а также плательщиком налога на имущество физических лиц по ОКТМО 27503000 в периоды 2016 и 2021 годов, по ОКТМО 27701000, 27507000 в период 2021 года.

Также в налоговом периоде 2023 года административный ответчик являлся плательщиком налога на профессиональную деятельность.

Возложенные на него обязательства в силу закона по своевременной оплате обязательных платежей административный ответчик не исполнил, в связи с чем у него образовалась задолженность, на которую произведено начисление пени.

Кроме того ранее административный ответчик неоднократно допускал несвоевременное исполнение обязательств по оплате налоговых сборов и обязательных платежей, в связи с чем ему произведено начисление пени.

Учитывая изложенное, административный истец просил суд взыскать в свою пользу с административного ответчика задолженность по:

- транспортному налогу за период 2014 года в размере 1 446 руб.;

- транспортному налогу за период 2015 года в размере 2 316 руб.;

- земельному налогу за период 2021 года в размере 3 526 руб.;

- налогу на имущество физических лиц за период 2016 кода по ОКТМО 27503000 в размере 7 546 руб.;

- налогу на имущество физических лиц за период 2021 года по ОКТМО 27701000 в размере 218 руб.;

- налогу на имущество физических лиц за период 2021 года по ОКТМО 27503000 в размере 47 403 руб.;

- налогу на имущество физических лиц за период 2021 кода по ОКТМО 27507000 в размере 971 руб.;

- налогу на профессиональный доход за период марта 2023 года в размере 300 руб.;

- пене за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов в общей сумме 70 011,10 руб.

Административный истец - УФНС России по Калининградской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения спора, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ранее представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Дойников М.В., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ст. 19 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.

Статьей 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщиком транспортного налога, в силу ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора в момент возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как определено в п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения в силу ч. п ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 1 ст. 397 НК РФ).

Как определено ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 1 ст. 403 НК РФ).

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Особенности уплаты налога на профессиональный доход урегулированы положениями Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Согласно положениям ст. 11 названного ФЗ сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение "Мой налог" не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода (ч. 2).

Уплата налога осуществляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (ч. 3).

Согласно положениям пункта 1 статьи 69 НК РФ (здесь и далее - в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Федеральный законодатель установил в гл. 11 НК РФ пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

В силу положений пп. 1 и 2 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пп. 3 и 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно в процентах от неуплаченной суммы налога.

Из материалов дела следует, что в налоговом периоде 2014 и 2015 гг. административный ответчик, как собственник (сведения в материалах дела № 2а-794/2022 Гурьевского районного суда Калининградской области, т. 1., л.д. 59-64), в том числе, ТС марки «<данные изъяты>, «<данные изъяты>, «<данные изъяты>, «<данные изъяты> (только период 2015 года), являлся плательщиком транспортного налога, в связи с чем ему было выставлено налоговое уведомление № 101839929 от 20 сентября 2016 года (за период 2015 года) и налоговое уведомление № 49718256 от 12 октября 2017 года (в том числе за период 2014 года).

Кроме того, как собственник ряда объектов недвижимости с КН №, КН №, КН №, КН №, КН №, КН № (ОКТМО ранее 27703000, в настоящее время 27503000), являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем ему выставлено названное выше налоговое уведомление № 49718256 от 12 октября 2017 года.

Также в налоговом период 2021 года, как собственник земельного участка с КН № а также объектов недвижимости с КН №, КН №, КН №, КН №, КН №, КН № (ОКТМО 27503000), КН № (ОКТМО 27701000), КН №( ОКТМО 27507000), административный ответчик являлся плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем ему было выставлено налоговое уведомление № 16071551 от 01 сентября 2022 года.

Также в феврале 2023 года административный истец являлся плательщиком налога на профессиональный доход.

Вместе с тем административный ответчик надлежащим образом взятые на себя обязательства не исполнил, в связи с чем по указанным категориям платежей ему произведено начисление пени, а также выставлены налоговые требования № 447778 от 19 октября 2015 года по транспортному налогу за 2014 год, № 13214 от 08 февраля 2017 года по транспортному налогу за 2015 года № 440 от 13 февраля 2018 года по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, (по налоговым уведомлениям № 101839929 от 20 сентября 2016 года и налоговое уведомление № 49718256 от 12 октября 2017 года).

Сведения о выставлении иных налоговых требований до 01 января 2023 года отсутствуют. Сведения об исполнении указанных выше требований в установленные сроки в полном объеме также отсутствуют.

Кроме того, налоговым органом произведен расчет задолженности по основным обязательства и пени по ранее несвоевременно исполненным обязательствам по оплате налогов со стороны административного ответчика, и с учетом изложенного выше сформировано требование № 1975 от 16 мая 2023 года об уплате в срок до 15 июня 2023 года задолженности по транспортному налогу в размере 7 004 руб., налогу на имщество физических лиц (3 категории) в размере 451 руб., 1 854 руб., 296 231 руб., налогу на профессиональный доход в размере 300 руб., земельному налогу в размере 12 467,43 руб.

Решением УФНС России по Калининградской области № 174 от 21 сентября 2023 года с административного истца взыскана задолженность на основании требования № 1975 от 16 мая 2023 года в размере 389 794,26 руб.

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

09 ноября 2023 года УФНС России по Калининградской области обратился с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Дойникова М.В.. к мировому судье 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области на основании названного выше требования в размере 133 737,10 руб.

Определением и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области от 13 ноября 2023 года в вынесении судебного приказа отказано.

Учитывая, что административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (пп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ), административный истец 05 декабря 2023 года посредством заполнения соответствующей формы Интернет-портала ГАС «Правосудие» обратился с названным административным исковым заявлением в Гурьевский районный суд Калининградской области, то есть в установленный срок.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2023 осуществлен переход плательщиков на Единый налоговый счет.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом, иные суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из пункта 2 статьи 11.3 НК РФ, единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах: 1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов.

Таким образом, сальдо ЕНС, сформированное на 01.01.2023, учитывает сведения об имеющихся на 31.12.2022 суммах неисполненных обязанностей. Недоимка по налогам, не признанная налоговым органом безнадежной к взысканию по состоянию на 31 декабря 2022 г., включается в сальдо ЕНС на 1 января 2023 г.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания. По смыслу положений названного Федерального закона, сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года формируется на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года данных, в частности, о суммах неисполненных (до 1 января 2023 года) обязанностей налогоплательщика по уплате налогов.

Неисполнение обязанности по уплате налогов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета, является основанием для направления налоговым органом требования об уплате задолженности и принудительного взыскания задолженности.

При этом требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года, прекращает действие требований, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), если налоговым органом не были приняты меры взыскания на основании таких требований (подпункты 2, 3 статьи 45, статья 48, пункт 1 статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации; пункт 1 часть 1, пункт 1 часть 2, пункт 1 часть 9 статьи 4 Федерального закона N 263-ФЗ).

В соответствии со статьей 45 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ, вступившим в силу 23 декабря 2020 года, общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию в судебном порядке, увеличена до 10000 рублей.

С 01 января 2023 года положения в п. 3 ст. 48 НК РФ внесены изменениям, согласно которым налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

- в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

- не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно материалам дела, представленным налоговым органом пояснениям, в порядке ст. 69 НК РФ административному ответчику было направлено ряд требований, в том числе:

- названное выше требование № 447778 от 19 октября 2015 года об уплате в срок до 06 февраля 2016 года транспортного налога за период 2014 года в размере 3 441 руб., пени в размере 530,50 руб.;

- названное выше требование № 13214 от 08 февраля 2017 года об уплате в срок до 04 апреля 2017 года транспортного налога за период 2015 года в размере 2 316 руб. (ОКТМО 27701000) и 626 руб. (ОКТМО 27603101), пени в размере 52,50 руб. и 14,19 руб. соответственно;

- названное выше требование № 440 от 13 февраля 2018 года об уплате в срок до 27 марта 2018 года налога на имущество физических лиц за период 2016 года в размере 15 846 руб. (ОКТМО 27703000) и в размере 175 руб. (ОКТМО 27707000), пени в размере 302,92 руб. и 3,34 руб. соответственно;

- требование № 11510 от 13 февраля 2018 года об уплате в срок до 19 марта 2018 года налога на имущество физических лиц за период 2016 года в размере года в размере 75 руб., пени в размере 1,43 руб. (ОКТМО 27701000), транспортного налоза за период 2016 года в размере 2 818 руб., пени в размере 53,87 руб. (ОКТМО 27701000), в размере 1 446 руб., пени 27,64 руб. (ОКТМО 27703000);

- требование № 79819 от 26 июня 2020 года об уплате в срок до 20 ноября 2020 года пени по налогу на имущество физических лиц за период 2016 года от суммы 15 846 руб. (ОКТМО 27703000) и от суммы 175 руб. (ОКТМО 27707000) в общем размере 3 864,54 руб.;

- требование № 82666 от 01 августа 2020 года об уплате в срок транспортного налога за период 2015 года в размере 626 руб. (ОКТМО 27701000), пени в размере 213,16 руб.;

- требование № 2634 от 30 января 2019 года об уплате в срок до 13 марта 2019 года налога на имущество физических лиц за период 2017 года в размере 73 878 руб. (ОКТМО 27703000) и в размере 839 руб. (ОКТМО 27707000), пени в размере 121,32 руб. (ОКТМО 27703000);

- требование № 921153 от 20 декабря 2019 года об уплате в срок до 31 января 2020 года налога на имущество физических лиц за период 2018 года в размере 68 519 руб. (ОКТМО 27703000), пени в размере 250,10 руб.;

- требование № 145991 от 25 декабря 2019 года об уплате до 11 февраля 2020 года транспортного налога за период 2018 года в размере 307 руб., налога на имущество физических лиц в размере 3 503 руб., пени в размере 16,44 руб. (ОКТМО 27707000), в размере 164 руб., пени в размере 0,77 руб. (ОКТМО 27701000);

- требование № 90048 от 30 июня 2020 года об уплате в срок до 19 ноября 2020 года пени по налогу на имущество физических лиц за период 2016 года от суммы 15 846 руб. (ОКТМО 27703000) в размере 45,64 руб.;

- требование № 102058 от 15 декабря 2020 года об оплате в срок до 02 февраля 2021 года налога на имущество физических лиц за период 2019 года в размере 62 300 руб., пени в размере 114,74 руб. (ОКТМО 27703000);

- требование № 117152 от 16 декабря 2020 года об оплате в срок до 02 февраля 2021 года налога на имущество физических лиц за период 2019 года в размере 180 руб., пени в размере 0,36 руб. (ОКТМО 27701000);

- требование № 63940 от 01 ноября 2021 года об уплате в срок до 20 декабря 2021 года земельного налога за период 2019 года в размере 1 987 руб., пени в размере 121,83 руб.;

- требование № 67030 от 15 декабря 2021 года об уплате в срок до 20 декабря 2021 года земельного налога за период 2020 года в размере 3 526 руб., пени в размере 11,46 руб., налога на имущество физических лиц за период 2020 года в размере 198 руб., пени в размере 0,64 руб., налога на имущество физических лиц за период 2020 года в размере 44 885 руб., пени в размере 148,88 руб., налога на имущество физических лиц за период 2020 года в размере 883 руб., пени в размере 2,87 руб., налога на имущество физических лиц за период 2020 года в размере 386 руб., пени в размере 1,25 руб.

В отношении задолженности, отраженной в указанных требованиях, налоговыми органами применены следующие меры принудительного взыскания:

- мировым судьей 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области от 24 января 2022 года за номером № 2а-194/2022 по заявлению МИФНС России № 7 по КО вынесен судебный приказ по требованиям №№ 117152, 63940 и 67030, который отменен определением мирового судьи от 14 февраля 2022 года (административное исковое заявление по указанным требованиями не предъявлено в срок 6 месяцев с даты отмены);

- и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области от 14 июля 2021 года за номером № 2а-1029/2021 по заявлению МИФНС России № 7 по КО вынесен судебный приказ по требованию № 102058, который отменен определением мирового судьи от 14 февраля 2022 года (административное исковое заявление по указанным требованиями не предъявлено в срок 6 месяцев с даты отмены);

- решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 31 мая 2022 года по делу № 2а-794/2022 с Дойникова М.В. в пользу налогового органа взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2015 г. в размере 426.00 рублей, пени в размере 213.16 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016-2017 гг. в размере 41.99 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 г., 2018 г. в размере 3 561.92 рублей, а всего взыскать 4 243 рубля 07 копеек, т.е. по требованиями № 79819, 8266, 90048 (вступило в законную силу, срок предъявления исполнительного документа не истек);

- решением Московского районного суда г. Калининграда от 05 декабря 2019 года по делу № 2а-2210/2019 с Дойникова М.В. в пользу налогового органа взыскана недоимка по транспортному налогу за период 206 года в размере 2602,38 руб., пеня в размере 49,75 руб., налог на имущество физических лиц за период 2016 года в размере 75 руб., т.е. по требованию № 11510 (вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство № 7463/21/39010-ИП, 5535/21/39010-СД в ОСП Гурьевского района, на исполнении);

- решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 февраля 2021 года по делу № 2а-471/2021 с Дойникова М.В. в пользу налогового органа взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 8 300.00 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 60 219.00 рублей и пени в размере 250.10 рублей, а всего взыскать 68 769 рублей 10 копеек, т.е. частично по требованию № 440, по требованию № 92153 (вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство 186149/22/39010-ИП, окончено 06 декабря 2023 года, срок предъявления исполнительного документа на дату рассмотрения настоящего дела не истек);

- решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 14 октября 2021 года по делу № 2а-1307/2021 с Дойникова М.В. в пользу налогового органа взысканы земельный налог за 2018 г. в сумме 4 428.43 рублей, пени в сумме 16.44 рублей, т.е. частично по требованию № 145991 (вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство 26621/22/39010 ИП в ОСП Гурьевского района, на исполнении);

- решением Московского районного суда г. Калининграда от 16 марта 2020 года по делу № 2а-598/2020 с Дойникова М.В. в пользу налогового органа взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за период 2017 года в размере 65 578 руб., т.е. частично по требованию № 2634 (вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство 5535/21/39010-СД в ОСП Гурьевского района, на исполнении, на исполнении).

С учетом произведенных судом запросов в адрес мирового судьи, а также представленных налоговым органом данных иных сведений о мерах принудительного взыскания задолженности по указанным требованиям не установлено.

При таких обстяотельствах суд приходит к выводу, что у налоговым органом, вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ, не представлены допустимые и достоверные доказательства принятия мер принудительного взыскания задолженности по указанным выше требованиям налогового органа в полном объеме.

В силу абзаца 1 части 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Частью 3 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что правила, установленные статьей 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ.

При этом постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» установлено, что предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.

Кроме того, из содержания приведенных выше положений в части пени (положения ст. ст. 11, 75 НК РФ) следует, что пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет, - она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов. Одновременно она является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена в срок. В последнем случае основанием взимания пени, по существу, выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.

Обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пени недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

Также следует отметить, что срок, установленный статьей 70 НК РФ, не является пресекательным, следовательно, требование, выставленное по его истечении, не является автоматически недействительным и не ведет к нарушению права налогоплательщика.

При этом суд также учитывает содержание приведенных выше судебных актов, в которых дана правовая оценка части отраженных выше налоговых требований в части истечения срока их предъявления и, как следствия истечения срока на предъявление административных исковых требований по включенным в налоговые требования категориям налога, а также производным от них требованиям о взыскании пени.

Таким образом, учитывая пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в связи с тем, что у налогового органа по состоянию на 31 декабря 2022 года истекли пресекательные сроки для принудительного взыскания недоимки и задолженности по указанным выше налоговым требованиям, суд приходит к выводу, что налоговый орган необоснованно включил в требование № 19756 от 16 мая 2023 года задолженность по транспортному налогу за период 2014 и 2015 годов (в связи с истечением срока на предъявление требований, в том числе в части ранее не предъявленных в отношении основного требования (по 2015 году)), налогу на имущество физических лиц за период 2016 года ОКТМО 27503000 (в связи с предъявлением требований за период в части только 8 330 руб. от 15 846 руб. и истечением срока в отношении именно не предъявленной части основного требования) и пене от указанной суммы за названный период, пене по налогу на имущество физических лиц за периоды 2019 и 2020 годов (в связи с истечением срока на предъявление требований после отмены судебных приказов), по пене по земельному налогу за период 2017 года (в связи со списанием задолженности самостоятельно налоговым органом), за периоды 2019 и 2020 годов (в связи с истечением срока на предъявление требований после отмены судебных приказов).

В свою очередь требования налогового органа о взыскании задолженности по земельному налогу за период 2021 года в размере 3 526 руб., налогу на имущество физических лиц за период 2021 года по ОКТМО 27701000 в размере 218 руб.; налогу на имущество физических лиц за период 2021 года по ОКТМО 27503000 в размере 47 403 руб.; налогу на имущество физических лиц за период 2021 кода по ОКТМО 27507000 в размере 971 руб.; налогу на профессиональный доход за период марта 2023 года в размере 300 руб.; пене за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов по земельному налогу за периоды 2018 года в размере 951,44 (967,84-16,44) руб., 2021 года в размере 318,98 руб., по налогу на имущество физических лиц за период 2017 года в размере 20 854,90 руб., за период 2016 года (с учетом ранее частичного взыскания в виде 8 330 руб. от указанной суммы) в размере 2 337,58 руб., за период 2018 года в размере 16 709,59 (16 959,69 – 250,10) руб., за период 2021 года (от основного требования в размере 47 403 руб.) в размере 4 288,40 руб. (взыскание по пене за вычетом ранее взысканной пени на основании судебных актов, включенной в расчет налогового органа) подлежат удовлетворению.

Размер пени в ином размере пресдатвленными суду расчетами со стороны налогового органа объективно не подтвержден.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что федеральные налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, суд, с учетом приведенной выше нормы процессуального права, полагает необходимым возложить данную обязанность на административного ответчика и взыскать с административного ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 136 руб.

Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3905012784) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 526 ░░░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░ 27701000 ░ ░░░░░░░ 218 ░░░.; ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░ 27503000 ░ ░░░░░░░ 47 403 ░░░.; ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░ 27507000 ░ ░░░░░░░ 971 ░░░.; ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 45 460,89 ░░░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 97 878 (░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 89 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 136 (░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1063/2024 ~ М-2760/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
УФНС России по Калининградской области
Ответчики
Дойников Максим Владимирович
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Дашковский Александр Игоревич
Дело на сайте суда
gurievsky--kln.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация административного искового заявления
12.12.2023Передача материалов судье
13.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее