Дело № 3га-191/2023
Верховный Суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Уфа 21 февраля 2023 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Абдульманове А.И.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аминева Р.Р. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Аминев Р.Р. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ...
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, этаж ..., расположенного по адресу: ...
- с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, этаж ..., расположенного по адресу: ..., что подтверждается выписками из ЕГРН.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2020 года в размере:
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – в размере 16 169 703,02 рубля;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – в размере 8 782 017,58 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – в размере 10 230 234,84 рубля.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства № ... от 12 декабря 2022 года, выполненному оценщиком ООО «...», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 10 559 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 3 481 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 3 706 000 рублей.
Значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает права административного истца как собственника.
На основании изложенного административный истец просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере, установленном в отчете об оценке.
В судебное заседание Аминев Р.Р., представители Управления Росреестра по Республике Башкортостан, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Республике Башкортостан, Администрации МР Аургазинский район Республики Башкортостан не явились. Получение извещения подтверждается отчетом электронной отправки, уведомлениями. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель административного истца Габдулманов Р.Х. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их с учетом результатов судебной экспертизы.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Гайсина И.Г. требования административного истца не признала, полагала, что кадастровая стоимость спорного объекта уже установлена в размере рыночной.
Выслушав представителя административного истца Габдулманова Р.Х., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Гайсину И.Г., исследовав материалы административного дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Согласно ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года № 183 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в Республики Башкортостан - 1 июня 2017 года.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12.11.2020 года № 1701 утверждены результаты государственной кадастровой оценки спорного объекта недвижимости.
При рассмотрении дела судом установлено, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2020 года в размере:
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – в размере 16 169 703,02 рубля;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – в размере 8 782 017,58 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – в размере 10 230 234,84 рубля.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства № ... от 12 декабря 2022 года, выполненному оценщиком ООО «...», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 10 559 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 3 481 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 3 706 000 рублей.
С целью установления действительной рыночной стоимости объектов недвижимости по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО ...
Согласно заключению эксперта ООО ... № ... от 23 января 2023 года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 12 951 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 4 259 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером ... – 5 953 000 рублей.
Суд, оценивая отчет об оценке рыночной стоимости № ... от 12 декабря 2022 года, выполненный оценщиком ООО «...», заключение эксперта ООО ... № ... от 23 января 2023 года, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости объектов недвижимости заключения эксперта ООО ... № ... от 23 января 2023 года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, является достоверным, допустимым, относимым и достаточным; заключение подготовлено квалифицированным экспертом экспертного учреждения, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях. При проведении экспертизы учтены требования Федеральных законов «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки №№1-7. В заключении эксперта использованы допустимые аналоги, актуальные на дату сопоставления, произведены корректировки аналогов.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что требования административного истца подлежат удовлетворению с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО ... № ... от 23 января 2023 года.
Положения статьи части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей объектов недвижимости в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника и плательщика налогов, в связи с чем, суд полагает, что заявитель вправе обратиться в судебном порядке об установлении кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
При этом установление измененной кадастровой стоимости объектов подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ... ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 951 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ... ░░.░, ░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ 4 259 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ... ░░.░, ░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ 5 953 000 ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ 15.12.2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.