Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3669/2022 ~ М-3998/2022 от 13.10.2022

61RS0№-79                                                                                 Дело №а-3669/2022

Мотивированное решение изготовлено 14.11.2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2022 года                                                                                                        г. Волгодонск

ул. Морская, 108

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тушиной А.В..

при секретаре Киричкове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леонтьева-Львова Д.С. к МУ МВД России «Волгодонское», заместителю начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышову В.Н., о признании незаконным решения об отказе в заведении розыскного дела, обязании повторно рассмотреть заявление о розыске отца,

установил:

Леонтьев – Львов Д.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к МУ МВД России «Волгодонское», заместителю начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышову В.Н., в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышова В.Н. об отказе в заведении розыскного дела, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о розыске его отца Леотьева С.Д.

В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в МУ МВД России «Волгодонское» с заявлением о розыске его отца Леонтьева С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пропавшего в 2014 году, уехал на заработки в <адрес>. Данное заявление было зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях и происшествиях КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки доводов указанных в заявлении, ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил отказ в заведении дела оперативного учета по розыску Леонтьева С.Д. и списании материалов проверки в номенклатурное дело, в связи с тем, что Леонтьев Д.С. не подпадает под категорию лиц, в отношении которых полиция осуществляет розыск (ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции»). Отказ в заведении дела оперативного учета является незаконным по следующим основаниям.

В силу положений статьи 2 Федерального закона N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в число задач оперативно-розыскной деятельности входит розыск без вести пропавших. В силу положений части 7 названного закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе, сведения о лицах, без вести пропавших.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагаются обязанности, в том числе, осуществлять розыск лиц, пропавших без вести.

В силу положений пункта 10 части 1 статьи 13 этого же Закона, сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей вправе при осуществлении оперативно-розыскной деятельности объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, пропавших без вести.

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Исходя из буквального толкования приведенных норм, заявитель считает, что у сотрудников ОУР МУ МВД России «Волгодонское» после его обращения с заявлением возникли обязанности и имелись достаточные основания для заведения дела оперативного учета по розыску Леонтьева С.Д. и проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению его места нахождения, а также вынесения соответствующего процессуального решения по результатам проверки, поскольку его отец Леонтьев С.Д. внезапно исчез без видимых к тому причин, его местонахождение до настоящего времени не известно, последним его местом пребывания был <адрес>.

Административный истец Леонтьев-Львов Д.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что 11.07.2022 года он обратился в МУ МВД России «Волгодонское» с заявлением об оказании содействия в поиске его отца Леонтьева С.Д., который в 2014 году уехал в командировку в <адрес>, и до настоящего времени не выходит с ним на связь. В виду утраты с ним родственных связей, просил сотрудников полиции МУ МВД России «Волгодонское» оказать содействие в поиске отца, для разрешения имущественного вопроса, а именно для переоформления доверенности, выданной отцом на его имя в 2013 году, для продажи земельного участка.

Представитель МУ МВД России «Волгодонское» Бурняшева Ю.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила в иске отказать в полном объеме.

Должностное лицо, чье решение обжалуется, заместитель начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышов В.Н. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о принятом решении сообщить в установленном законом порядке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления исходя из нижеследующего.

Согласно ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Леонтьев – Львов Д.С. обратился в ДЧ ОП-2 МУ МВД России «Волгодонское» с заявлением о розыске его отца Леонтьева С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с которым он утратил родственную связь с 2014 года (л.д. 24). Данное заявление было зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях и происшествиях N 8160 от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения первичной проверки было отобрано объяснение у Леонтьева – Львова Д.С. (л.д. 36), в котором он указал, что утратил родственную связь с отцом с 2014 года. При этом, с отцом совместно он не проживал с 6 лет, но периодически общался. В момент появления отца, мать заявителя выдвинула отцу требования, что, в связи с неуплатой им алиментов на содержание сына, он должен предоставить доверенность на переоформление земельного участка, расположенного в <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности, в счет уплаты задолженности по алиментам. В 2013 году его отец Леонтьев С.Д. предоставил доверенность на переоформление принадлежащего ему земельного участка, однако у заявителя была трудная жизненная ситуация и земельный участок он не переоформил. В 2016 году срок доверенности, выданной отцом, истек, а связь с отцом с 2013 года заявитель не поддерживал. До настоящего времени земельный участок не переоформлен, однако, Леонтьев-Львов Д.С. желает его переоформить с целью дальнейшего распоряжения. Ввиду утраты родственной связи заявитель просил оказать содействия в поиске его отца Леонтьева С.Д.

ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ОП№ МУ МВД России «Волгодонское» Панариным В.В. было вынесено постановление о передаче материалов проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ в МУ МВД России «Волгодонское» для проведения дальнейшей проверки и принятия решения в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ материал проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ в МУ МВД России «Волгодонское» по заявлению Леонтьева – Львова Д.С. по факту утраты родственных связей с его отцом Леонтьевым С.Д. поступил в МУ МВД России «Волгодонское», который был зарегистрирован в книге учета сообщений о преступлениях и происшествиях за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ срок проверки по материал проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Леонтьева – Львова Д.С. по факту утраты родственных связей с его отцом Леонтьевым С.Д. был продлен (л.д. 48).

С целью установления местонахождения Леонтьева С.Д. проводилась проверка по учетам МУ МВД России «Волгодонское», морга, больниц <адрес>, проверены места скопления асоциальных элементов и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, а также учетов невостребованных и неопознанных трупов (л.д. 34, 35). Проведена проверка посредством поисковой программы «Архивариус 3000» ежесуточных сводок происшествия в период с ДД.ММ.ГГГГ. Проведена проверка по имеющимся информационным базам данных МУ МВД России «Волгодонское», в том числе, «ИБД-Р», «ИБД-Ф». Направлены запросы директору УСЦ «Дом ночного пребывания», главному врачу МУЗ «Городская больница №» <адрес>, главному врачу МУЗ «Городская поликлиника №» <адрес>, главному врачу Волгодонского филиала ГБУ РО «Психоневрологический диспансер», главному врачу МУЗ «ГБСМП» <адрес>, руководителю Отдела ЗАГС Администрации <адрес>. Однако, в ходе проведенных мероприятий установить местонахождение Леонтьева С.Д. не представилось возможным, каких-либо сведений о том, что в отношении него были совершены противоправные действие, получено не было (л.д. 21- 52).

ДД.ММ.ГГГГ Леонтьеву – Львову Д.С. было направлено сообщение о том, что принято решение об отказе в заведении розыскного дела и списании материалов проверки в номенклатурное дело, поскольку Леонтьев Д.С. не подпадает под категорию лиц, в отношении которых полиция осуществляет розыск (ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции»).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Согласно статье 2 названного Закона, в число задач оперативно-розыскной деятельности входит, в том числе, розыск без вести пропавших.

В силу статьи 5 Федерального закона N 144-ФЗ органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ предусмотрены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

                В силу подпунктов 2.1, 2.1.5 пункта 2 главы 1 раздела 1 Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 213 дсп от ДД.ММ.ГГГГ в территориальных органах внутренних дел розыскную работу выполняют подразделения служб криминальной милиции, которые осуществляют розыск и установление личности, том числе, лиц, без вести пропавших.

Согласно ст. 3 Закона РФ N 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Согласно ст. 3 Закона РФ N 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

                Согласно п.1.12 ст.12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О полиции", на полицию возлагаются обязанности осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его; осуществлять розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, самовольно оставивших специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

                Следует заметить, что объявление лица в розыск, в том числе, как без вести пропавшего, дает право полиции доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске, как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (п. 1.13 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

                Согласно ст. 14 ФЗ «О полиции», полиция может задерживать на срок до 48 часов лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

Необоснованное объявление лица в федеральный розыск может существенно нарушить его законные права.

Судом установлено, что по заявлению Леонтьева-Львова Д.С. об оказании содействия в поиске его отца Леонтьева С.Д., в связи с утратой родственных связей с 2014 года, была проведена первичная проверка, по результатам которой 12.09.2022 года заместителем начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышовым В.Н. вынесено решение, оформленное письмом за исх. №40/4086, которым в заведении дела оперативного учета по розыску Леонтьева С.Д. отказано и списании материалов проверки в номенклатурное дело, в связи с тем, что Леонтьев Д.С. не подпадает под категорию лиц, в отношении которых полиция осуществляет розыск (ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции»), о чем уведомлен заявитель.

Решение заместителя начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышова В.Н. об отказе в заведении дела оперативного учета по розыску Леонтьева С.Д. и списании материалов проверки в номенклатурное дело от 12.09.2022 года является законным и обоснованным. Принятое решение соответствует фактическим обстоятельствам, установленным при проведении первичной проверки по заявлению Леонтьева-Львова Д.С. об оказании содействия в поиске его отца Леонтьева С.Д., в связи с утратой родственных связей с 2014 года, поступившему ранее в ДЧ ОП-2 МУ МВД России «Волгодонское», по основаниям, описанным выше по тексту настоящего решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что права административного истца в результате принятия решения, совершения действий (бездействия), по поводу которых возник спор, не нарушены.

При этом в силу п. 1 ч. 9 ич.11 ст. 226 КАС Российской Федерации на административного истца процессуальным законом возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, заместителем начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышовым В.Н. нарушений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции", Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 213 дсп от 05.05.1993 года, не допущено.

Оснований для возложения на должностных лиц МУ МВД России «Волгодонское», в том числе на заместителя начальника МУ МВД России «Волгодонское» Чернышова В.Н., обязанности повторно рассмотреть заявление Леонтьева–Львова Д.С. о розыске его отца Леонтьева С.Д., с которым он утратил родственную связь, не установлено.

Доказательств того, что оспариваемым решением должностного лица МУ МВД России «Волгодонское» нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в материалы дела Леонтьевым – Львовым Д.С. не предоставлено, и в ходе судебного разбирательства объективными данными не подтверждены.

Кроме того, суд отмечает, что цифровая трансформация государственных и муниципальных органов в настоящее время не закончена. Ряд архивов и учетов до настоящего времени не переведены в цифровой формат и не систематизированы, а многие архивы ранее были уничтожены, в связи с истечение сроков архивного хранения (в среднем 3-5 лет), в то время как Леонтьев-Львов Д.С. обратился в МУ МВД России «Волгодонское» с заявлением об оказании содействия в поиске его отца, в связи с утратой родственных связей, по пришествии более 7 лет после утраты связи с отцом, в связи с чем, эффективность розыскных мероприятий была снижена.

При таких обстоятельствах, суд считает, что предусмотренные законом основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Оснований для восстановления каких-либо прав административного истца, в рамках заявленных Леонтьевым – Львовым Д.С. исковых требований, судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 178-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3669/2022 ~ М-3998/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леонтьев-Львов Дмитрий Сергеевич
Ответчики
заместитель начальника МУ МВД России "Волгодоснкое" Чернышев Владимир Николаевич
Межмуниципальное управление МВД России "Волгодонское"
Суд
Волгодонской районный суд Ростовской области
Судья
Тушина Антонина Викторовна
Дело на сайте суда
volgodonskoy--ros.sudrf.ru
13.10.2022Регистрация административного искового заявления
14.10.2022Передача материалов судье
18.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2022Подготовка дела (собеседование)
31.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Дело оформлено
22.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее