Дело № 2а-145/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поселок Глушково «02» июня 2023 года.
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Л.А., при секретаре Кругляк Е.С.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Глушковского района Курской области Чебанова Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по приведению реестра муниципального имущества МО «Коровяковский сельсовет» Глушковского района Курской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, обязать администрацию Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению реестра муниципального имущества МО «Коровяковский сельсовет» Глушковского района Курской области в соответствие с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», указав, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области от 18.04.2023 №07/2-09-2023 проведена проверка исполнения законодательства при управлении и распоряжении муниципальным имуществом. В ходе проведенной проверки установлено, что должностными лицами Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области допускаются нарушения требований законодательства в указанной сфере. В ходе ранее проведенной в апреле 2022 года проверки установлено, что форма и порядок ведения Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области реестра муниципального имущества не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». В нарушение п.4 Порядка, реестр муниципального имущества не содержит отдельных разделов, включающих сведения о муниципальном недвижимом имуществе, о муниципальном движимом и ином имуществе, о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям; в реестре не отражена информация, об объектах муниципальной собственности, а именно: сведения о начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. Вместе с тем, проверкой установлено, что Администрация Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области является учредителем МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области. Однако в реестре муниципального имущества отсутствуют сведения о муниципальном учреждении, а именно: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников муниципального учреждения. По результатам проведенной проверки прокурором района, в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступила информация (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) из Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области согласно которой представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и удовлетворено, также было указано, что Администрация Коровяковского сельсовета Глушковского района приняло меры к устранению допущенных нарушений. В рамках проверки исполнения действующего законодательства в рассматриваемой сфере в ДД.ММ.ГГГГ года был запрошен реестр муниципального имущества МО «Коровяковский сельсовет» Глушковского района Курской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области предоставлен Реестр, который до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Таким образом, требования представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области не исполнены. Так, в разделе 1 «недвижимое имущество» Реестра указывается объект «автомобиль», стоимостью 114 717 рублей. Также на объекты недвижимости: земельный участок - кладбище в <адрес> с кадастровым номером №, земельный участок - кладбище в д. <адрес> с кадастровым номером №, земельный участок – кладбище в <адрес> с кадастровым номером № – не указывается площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества. Вместе с тем, раздел 3 «муниципальные унитарные предприятия» реестра содержит неверные сведения относительно среднесписочной численности работников. Непринятие Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области необходимых мер по приведению Реестра в соответствие с требованием действующего законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на ознакомление с деятельностью Администрации муниципального образования.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Глушковского района Курской области Чебанов Д.Р. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание не явился надлежащим образом уведомленный о дне, месте и времени его проведения: представитель административного ответчика Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области – в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что признает административный иск.
Принимая во внимание положения ч.6 ст.226 КАС РФ о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, а также, что суд не признавал явку административного ответчика обязательной, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанного лица.
Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Глушковского райсуда Курской области.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе, обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных, интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим, уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Частью 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
В соответствии ч. 1, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В силу требований ч. 1, ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424, утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее – Порядок), который устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.
Согласно п. 2 Порядка, объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
В соответствии с п. 3 Порядка, ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
Вместе с тем, в силу требований п. 4 порядка, Реестр состоит из 3 разделов.
В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам, в том числе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В отношении иного имущества, не относящегося к недвижимым и движимым вещам, в раздел 2 реестра также включаются сведения о: виде и наименовании объекта имущественного права; реквизитах нормативного правового акта, договора или иного документа, на основании которого возникло право на указанное имущество, согласно выписке из соответствующего реестра (Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и др.) или иному документу, подтверждающему указанные реквизиты, включая наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и наименование государственного органа (организации), выдавшего документ.
В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Глушковского района во исполнение поручения прокуратуры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства при управлении и распоряжении муниципальным имуществом. В ходе проведенной проверки установлено, что должностными лицами Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области допускаются нарушения требований законодательства в указанной сфере. В ходе ранее проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверки установлено, что форма и порядок ведения Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области реестра муниципального имущества не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». В нарушение п.4 Порядка, реестр муниципального имущества не содержит отдельных разделов, включающих сведения о муниципальном недвижимом имуществе, о муниципальном движимом и ином имуществе, о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям; в реестре не отражена информация, об объектах муниципальной собственности, а именно: сведения о начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. Вместе с тем, проверкой установлено, что Администрация Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области является учредителем МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области. Однако в реестре муниципального имущества отсутствуют сведения о муниципальном учреждении, а именно: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников муниципального учреждения. По результатам проведенной проверки прокурором района, в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступила информация (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) из Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области согласно которой представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и удовлетворено, также было указано, что Администрация Коровяковского сельсовета Глушковского района приняла меры к устранению допущенных нарушений. В рамках проверки исполнения действующего законодательства в рассматриваемой сфере в ДД.ММ.ГГГГ года был запрошен реестр муниципального имущества МО «Коровяковский сельсовет» Глушковского района Курской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области предоставлен Реестр, который до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Таким образом, требования представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области не исполнены. Так, в разделе 1 «недвижимое имущество» Реестра указывается объект «автомобиль», стоимостью 114 717 рублей. Также на объекты недвижимости: земельный участок - кладбище в <адрес> с кадастровым номером №, земельный участок - кладбище в д. <адрес> с кадастровым номером № земельный участок – кладбище в <адрес> с кадастровым номером № – не указывается площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества. Вместе с тем, раздел 3 «муниципальные унитарные предприятия» реестра содержит неверные сведения относительно среднесписочной численности работников.
Данные обстоятельства подтверждены объяснением Главы Коровяковского сельсовета ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, копией представления прокурора Глушковского района от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением Главы Коровяковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением администрации Коровяковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, копия реестра муниципального имущества МО «Коровяковский сельсовет», справкой помощника прокурора Глушковского района Курской области Чебанова Д.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки.
Оценивая все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Глушковского района является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме, так как бездействие администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области, выразившееся в непринятии Администрацией Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области необходимых мер по приведению Реестра в соответствие с требованием действующего законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на ознакомление с деятельностью Администрации муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30.08.2011 № 424 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.