Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-113/2017 ~ М-111/2017 от 09.03.2017

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2017 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Коченковой Н.В., с участием административных истцов Седых и Заборющего, представителя административных истцов Хлабыстина Н.Н., представителя командира войсковой части № Нарожной Л.Ю. и представителя командира войсковой части №№ Хоперсковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-113/2017 по административному исковому заявлению военнослужащих войсковой части № Векслера, <...> Седых, <...> Тебенькова и Заборющего, а также <...> Шуклина и <...> Юрченко об оспаривании действий командиров войсковых частей № и №№, связанных с непредоставлением дополнительных отпусков и суток отдыха,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными действия командиров войсковых частей № и №№, связанные с непредоставлением им дополнительных отпусков и суток отдыха за 2014-2016 года.

Производство по делу в части требований административных истцов Седых, Тебенькова, Шуклина и Юрченко о признании незаконным непредоставления им дополнительных отпусков и суток отдыха за 2014-2015 года и дополнительных суток отдыха за 2016 год прекращено отдельным определением.

При этом отдельным определением полностью прекращено производство по делу в части требований Векслера

Обосновывая свои требования, административные истцы в своём заявлении указали, что они до ДД.ММ.ГГГГ проходили военную службу в войсковой части №№№. С этой даты воинская часть переформирована в структурное подразделение войсковой части №, а занимаемые ими воинские должности сокращены. В этой связи в декабре 2016 года они обратились к командиру войсковой части № с рапортами, в которых просили предоставить им ранее не предоставленные в установленном законом порядке и сроки различные дополнительные отпуска и сутки отдыха. Несмотря на такие их просьбы, им в полном размере не были предоставлены за 2014-2016 года: дополнительный отпуск как военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (далее - дополнительный отпуск за ОУС); дополнительные сутки отдыха за выполнение поставленных задач в море и за прохождение военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

Административные истцы Седых и Заборющий, представитель административных истцов Хлабыстина Н.Н. поддержали заявленные требования по приведённым в административном исковом заявлении основаниям.

Представители административных ответчиков заявленные требования не признали и просили отказать в их удовлетворении, при этом пояснили, что право на использование дополнительных отпусков и суток отдыха носит заявительный характер и должно быть реализовано в соответствующем году либо, в исключительных случаях, в следующем календарном году, поскольку накопление отпусков и суток отдыха за прошедшие периоды действующим законодательством не предусмотрено. Сослались на отмену приказа, предусматривавшего предоставление дополнительного отпуска за особые условия военной службы.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания административные истцы Векслер, Тебеньков, Шуклин и Юрченко в суд не прибыли, при этом последние трое просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с копиями послужных списков административные истцы проходили военную службу на воинских должностях в войсковой части №№№: Седых - <...>, Заборющий - <...>, Шуклин и Юрченко - <...> Тебеньков - <...>.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № на основании директив и указаний соответствующих воинских должностных лиц войсковая часть №№№ с 1 декабря того же года переформирована в структурное подразделение войсковой части №.

Из справки начальника отделения кадров войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что административные истцы с ДД.ММ.ГГГГ должностные обязанности не выполняют.

Как видно из выписки из приказа командира войсковой части №№№ от ДД.ММ.ГГГГ №:

- Тебенькову не предоставлено 50 суток за особые условия военной службы в 2013-2015 годах, 30 суток за выполнение в 2015 году поставленных задач в море, 62 суток за выполнение в 2016 году поставленных задач в море;

- Заборющему не предоставлено 50 суток за особые условия военной службы в 2013-2015 годах, 5 суток за выполнение в 2015 году поставленных задач в море, 60 суток за выполнение в 2016 году поставленных задач в море;

- Шуклину не предоставлено 50 суток за особые условия военной службы в 2013-2015 годах, 29 суток за выполнение в 2015 году поставленных задач в море, 60 суток за выполнение в 2016 году поставленных задач в море;

- Юрченко не предоставлено 50 суток за особые условия военной службы в 2013-2015 годах, 29 суток за выполнение в 2015 году поставленных задач в море, 59 суток за выполнение в 2016 году поставленных задач в море.

Как следует из справок начальника отделения кадров войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, а также от ДД.ММ.ГГГГ №, административные истцы принимали участие в выполнении боевых задач: Седых в 2014 году - 28 суток, в 2015 году - 41 сутки, в 2016 году - 89 суток; Заборющий в 2015 году - 7 суток, в 2016 году - 88 суток; Тебеньков в 2015 году - 41 сутки, в 2016 году - 89 суток; Шуклин в 2015 году - 41 сутки, в 2016 году - 89 суток; Юрченко в 2015 году - 41 сутки, в 2016 году - 89 суток.

Данные обстоятельства также подтверждаются справками командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №

Как усматривается из справок названного начальника от ДД.ММ.ГГГГ №, Тебенькову, Шуклину и Юрченко за исполнение в 2016 году обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени дополнительные сутки отдыха не предоставлялись.

Как явствует из выписки из приказа командира войсковой части №№№ от ДД.ММ.ГГГГ №, Седых предоставлено 18 суток дополнительного отпуска за ОУС за 2014 год.

В соответствии с выписками из приказов командира войсковой части №№№ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Заборющему предоставлены 1 дополнительные сутки отдыха за исполнение в 2016 году обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, 2 суток дополнительного отпуска за ОУС за 2014 год.

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части №№№ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № Шуклину предоставлено 5 суток дополнительного отпуска за ОУС за 2014 год.

Из выписки из приказа командира войсковой части №№№ от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что Юрченко предоставлены 1 сутки дополнительного отпуска за ОУС за 2014 год.

Как усматривается из выписок из приказов командира войсковой части №№№ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, административным истцам предоставлены основные отпуска за 2014-2015 год максимальной продолжительности - 64 суток (с учётом 4 суток на дорогу).

Как видно из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве части основного отпуска за 2016 год предоставлены Тебенькову 42 суток, а Седых, Заборющему, Шуклину и Юрченко - по 43 суток.

Как следует из выписок из приказов командира войсковой части № от 7ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, административным истцам предоставлены:

- Седых 25 суток - вторая часть основного отпуска за 2016 год и 30 дополнительных суток отдыха за привлечение в 2015-2016 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, 15 суток дополнительного отпуска за прохождение в 2016 году военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья;

- Заборющему 25 суток - вторая часть основного отпуска за 2016 год и 30 дополнительных суток отдыха за привлечение в 2015-2016 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени;

- Тебенькову 26 суток - вторая часть основного отпуска за 2016 год и 30 дополнительных суток отдыха за выполнение в 2015-2016 годах поставленных задач в море, 49 суток основного отпуска за 2017 год пропорционально прослуженному времени (с учётом 4 суток на дорогу);

- Шуклину 25 суток - вторая часть основного отпуска за 2016 год и 30 дополнительных суток отдыха за привлечение в 2015-2016 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени;

- Юрченко 25 суток - вторая часть основного отпуска за 2016 год и 30 дополнительных суток отдыха за привлечение в 2015-2016 годах к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени; 15 суток дополнительного отпуска за прохождение в 2016 году военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

В соответствии с копиями рапортов административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ они просят командира войсковой части № предоставить им различные дополнительные отпуска и сутки отдыха за оспариваемый период.

При этом из резолюций командира войсковой части № на указанных рапортах следует, что административным истцам отказано в предоставлении части дополнительных отпусков и суток отдыха.

Как установлено ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в части 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Порядок учёта служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение).

Как предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона, боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счёт основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением.

Как определено п. 5 Приложения № 2 к Положению, время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных ч. 3 ст. 11 Закона (из расчёта распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учётом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

Вместе с тем, как закреплено в ч. 3.1 ст. 11 Закона, военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведённых в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с частями 1 и 3 этой статьи не предоставляется.

В соответствии со справками командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и начальника отделения кадров этой же воинской части от ДД.ММ.ГГГГ № войсковая часть №№№ организационно входит в состав войсковой части №, при этом эти воинские части являются частями постоянной боевой готовности и комплектуются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

При таких обстоятельствах требования административных истцов о возложении на командира войсковой части № обязанности по предоставлению им дополнительных суток отдыха за выполнение в оспариваемый период поставленных задач в море не основано на действующем законодательстве.

В силу Приложения № 4 к приказу Министра обороны СССР от 8 декабря 1983 года № 285 «Об основных санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений и льготах военнослужащим, работающим с источниками ионизирующих излучений» дополнительный отпуск военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, то есть отпуск за особые условия военной службы, предоставляется за прошедший год одновременно с очередным отпуском.

Согласно ч. 14 ст. 29 Положения в случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска, не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.

При этом названная норма закона, действовавшая до 30 апреля 2015 года, то есть на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривала предоставление указанных отпусков лишь в первом квартале следующего года.

В судебном заседании установлено, что административным истцам ежегодно предоставлялись основные отпуска.

Таким образом, право административных истцов на предоставление им дополнительных отпусков за особые условия военной службы за оспариваемый период было нарушено на день предоставления им основных отпусков за 2014-2016 года, в связи с чем после предоставления военнослужащим основных отпусков за соответствующий год у воинского командования отсутствуют правовые основания для предоставления дополнительных отпусков и суток отдыха.

В силу положений ч. 1 и 3 ст. 11 Закона дополнительные сутки отдыха предоставляются воен­нослужащим в другие дни недели либо в период основного отпуска путём его увеличения за счёт присоединения дополнительных суток отдыха, в связи с чем право на их использование утрачивается по истечении максимального срока предоставляемого для использования основного отпуска. Этот срок, применительно к правоотношениям, возникшим по поводу предоставления административным истцам дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению названных обязанно­стей в 2016 году, закончился после предоставления основного отпуска за этот год, в связи с чем они утратили право на использование дополни­тельных суток отдыха за исполнение упомянутых обязанностей за указанный период.

Кроме того, административные истцы в настоящее время не вправе рассчитывать на предоставление им указанного отпуска, поскольку приказ Министра обороны СССР от 8 декабря 1983 года № 285, которым предусматривалось его предоставление, отменён приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2016 года № 669.

Принимая такое решение, военный суд также исходит из того, что реализация права военнослужащего на дополнительные отпуска и сутки отдыха не может носить накопительный характер с целью их единовременного использования, поскольку это может отразиться на боевой готовности подразделения и на исполнении военнослужащим своих должностных обязанностей.

Анализ приведённых выше норм Закона и Положения свидетельствует о том, что у командования отсутствует обязанность предоставлять дополнительные отпуска и сутки отдыха в иные сроки, кроме как установленные Положением.

На отсутствие законных оснований для суммирования дополнительных отпусков и суток отдыха указывает также и то обстоятельство, что ни Закон, ни Положение, не содержат норм, прямо предусматривающих накопление непредоставленных дополнительных дней отдыха. Фактически нормы законодательства, регламентирующие вопросы реализации прав и свобод военнослужащих и их социальной защиты, не предусматривают суммирование даже непредоставленного основного отпуска, который по своей правовой природе является для военнослужащего более значимым, чем дополнительный отдых.

Иное толкование закона противоречило бы смыслу, вложенному законодателем в правовые нормы, регламентирующие порядок предоставления дополнительных отпусков и суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в рабочие и выходные дни сверх установленной продолжительности, поскольку предоставление отдыха за проведённую работу спустя несколько лет не может служить задачам по полноценному исполнению военнослужащим своих обязанностей, то есть задачам, на решение которых и направлены указанные правовые положения.

Делая такой вывод, военный суд также учитывает, что согласно п. 5 и 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, при этом военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Также не подлежит удовлетворению и требования административных истцов о предоставлении им дополнительных суток отдыха за прохождение в 2016 году военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

Как установлено п. «в» ч. 4 ст. 29 Положения, продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) военнослужащим, находящимся на воинских должностях (должностях), исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, - на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Как предусмотрено Перечнем должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2002 года № 365, к таким должностям отнесены все воинские должности, исполнение обязанностей по которым связанно с прохождением военной службы на атомных подводных лодках.

Как закреплено в ч. 5 и 6 ст. 29 Положения, в случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учётом общей продолжительности отпуска - 60 суток. При этом вместо увеличения продолжительности основного отпуска или его части по желанию военнослужащего ему может предоставляться до дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчёта одни сутки отдыха за каждые сутки установленного Положением увеличения отпуска.

Как установлено в судебном заседании, административным истцам ежегодно предоставлялись основные отпуска в оспариваемом периоде в количестве 60 суток и 4 суток для проезда к месту его проведения и обратно.

Поскольку административным истцам основные отпуска за оспариваемый период ежегодно предоставлялись максимальной продолжительности, оснований для предоставления им дополнительных суток отдыха, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2002 года № 365, не имеется, так как согласно ч. 7 ст. 29 Положения общая продолжительность основного отпуска с учётом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Принимая такое решение, военный суд учитывает, что административным истцам в 2014 и 2015 годах основные отпуска также предоставлялись максимальной продолжительности, то есть их право на отдых нарушено не было, тогда как помимо этого им командованием воинской части предоставлялись оспариваемые отпуска и сутки отдыха значительной продолжительности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░, <...> ░░░░░, <...> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░ <...> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░ №№, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

<...>

░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-113/2017 ~ М-111/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юрченко Сергей Валерьевич
Седых Сергей Владимирович
Заборющий Игорь Васильевич
Тебеньков Сергей Иванович
Векслер Анатолий Олегович
Шуклин Виктор Александрович
Ответчики
Командир войсковой части 36030
Другие
Хлабыстин Николай Николаевич
Суд
35 гарнизонный военный суд (Камчатский край)
Судья
Абдулхалимов Ислам Абдулхамидович
Дело на сайте суда
35gvs--kam.sudrf.ru
09.03.2017Регистрация административного искового заявления
09.03.2017Передача материалов судье
09.03.2017Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2017Подготовка дела (собеседование)
13.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2017Судебное заседание
10.04.2017Подготовка дела (собеседование)
10.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2017Судебное заседание
10.07.2017Производство по делу возобновлено
27.07.2017Судебное заседание
27.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2017Дело оформлено
31.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее