Копия дело № 2а-4818/23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Казань 8 августа 2023 года
Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Булатова И.Х., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора ... в защиту неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор ... обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования ... (далее ИК МО ...) о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой ... в ходе рассмотрения обращения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения возле ..., по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства, а именно движение транспортных средств осуществляется по тротуару, пешеходным дорожкам и пешеходному переходу, осуществляется сквозное движение путем съезда с пешеходного перехода на пресечение улиц Вишневского – Н. Ершова, на организованной стихийной парковке отсутствует специальное обозначение «Парковка (парковочное место)», не выделены места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами. Выявленные нарушения способствуют увеличению уровня опасности на дорогах и улицах района, создают реальную угрозу для жизни и здоровью граждан. ... прокуратурой района в адрес ИК МО ... внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. В этой связи, прокурор просит суд признать указанное бездействие ИК МО ... незаконным и обязать ИК МО ... и устранить выявленные нарушения.
Представитель административного истца АхмадышевФ.Ф. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Представитель заинтересованного лица - МКУ «Администрация Вахитовского и ...ов ИК МО ...» ГарифуллинаЛ.Т., действующая на основании доверенности в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку для удовлетворения требований прокурора требуется время и выделение значительных бюджетных средств.
Представитель заинтересованного лица – ОГИБДДУМВД по ... ФИО2, действующий на основании доверенности в судебном заседании просил требования прокурора района удовлетворить в полном объеме, поскольку выявленные нарушения создают угрозу безопасности пешеходов.
Представитель административного ответчика – ИК МО ..., представители заинтересованных лиц – ООО «Бахетле-1», ГКУ «Главтатдортранс», МКУ «Комитет внешнего благоустройства ИК МО ...», МКУ «Комитет по транспорту ИК МО ...», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО ...» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО ...» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений не представили, отложить судебное заседание не просили.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон, поскольку допустимых и достоверных доказательств уважительности причины неявки в судебное заседание суду не представлено.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав доводы участников процесса, суд считает административное исковое заявление прокурора района подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ... N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ... N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).
Согласно статье 3 Закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);
- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 6 Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 3 статьи 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ... N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Закона.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от ... N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 9.9 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ... ... запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенного прокуратурой ... проверки обращения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на земельном участке с кадастровым номером 16:50:011002:462, находящимся в муниципальной собственности, расположенном возле ... Республики Татарстан, а именно движение транспортных средств осуществляется по тротуару, пешеходным дорожкам и пешеходному переходу, осуществляется сквозное движение путем съезда с пешеходного перехода на пресечение улиц Вишневского – Н. Ершова, на организованной стихийной парковке отсутствует специальное обозначение «Парковка (парковочное место)», не выделены места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, что создает угрозу для жизни и здоровью пешеходов.
... и.о. прокурора ...Р.Р. в адрес руководителя ИК МО ... ФИО3 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих факт устранения в полном объеме выявленных нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше требования закона и установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд считает, что административным ответчиком не предприняты все необходимые меры по исполнению возложенных законом обязанностей по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
В этой связи, суд считает необходимым признать указанное бездействие ИК МО ... незаконным и обязать ИК МО ... устранить допущенные нарушения путем устройства тротуаров и проезжей части на разных уровнях на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном возле ... Республики Татарстан и ограничения движения транспортных средств с пешеходного перехода на пересечении улиц Вишневского – Николая Ершова ... Республики Татарстан.
Безопасность жителей ... и иных граждан, а также участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета и наличия у балансодержателя дороги денежных средств.
Требование административного истца о понуждении административного ответчика до исполнения решения суда перекрыть пути проезда транспортных средств на земельном участке с кадастровым номером ... путем установки капительных ограждений не подлежит удовлетворению, поскольку является мерой предварительной защиты по административному иску, заявление о применении которой было подано административным истцом в суд одновременно с административным исковым заявлением и определением суда от ... было оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░