78RS0019-01-2022-008909-96
Дело № 2а-12385/2022 01 декабря 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Юшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Андрея Александровича к Призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования муниципальный округ Озеро Долгое Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии МО МО Озеро Долгое от 02.06.2022 года о призыве на военную службу.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав Смирнов А.А. просил обязать Военный комиссариат Приморского района Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения порядка проведения призывных мероприятий: врачей-специалистов в ходе медицинского освидетельствования принять во внимание и зафиксировать жалобы административного истца на здоровье в листе медицинского освидетельствования, приобщить к материалам дела и изучить медицинские документы о состоянии здоровья административного истца, обязать призывную комиссию муниципального образования муниципальный округ Озеро Долгое вынести решение о направлении административного истца на дополнительное обследование в медицинское учреждение для уточнения диагнозов по имеющимся у административного истца жалобам.
В обоснование заявленных требований указано, что призывной комиссией МО МО Озеро Долгое 02.06.2022 года в отношении Смирнова А.А. было принято решение о призыве на военную службу, нарушающее право административного истца на освобождение от призыва на военную службу.
В ходе медицинского освидетельствования в весенний период 2022 года административный истец предъявлял жалобы на <данные изъяты>. Административный истец неоднократно обращался к неврологу, был выставлен диагноз – <данные изъяты>.
Административный истец был направлен военным комиссариатом на дополнительное обследование в <данные изъяты>», по результатам которого был определен диагноз – <данные изъяты>.
Вместе с тем <данные изъяты> не является болезнью, а является <данные изъяты>. Термин «<данные изъяты>» отсутствует в МКБ-10. Данный синдром является исключением и ставится в том случае, когда не выявлено нарушений нервной системы.
<данные изъяты> было неверно заполнено медицинское заключение, что привело к неверному применению Расписания болезней и неверному определению категории годности административного истца к военной службе.
Административный истец Смирнов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 79, 80), об отложении судебного заседания не просил.
Представитель административного истца Дудукин Д.В., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.
Административные ответчики призывная комиссия МО МО Озеро Долгое, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в лице представителя Вознесенской О.Р., действующей на основании соответствующих доверенностей, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явились, представитель административных ответчиков против удовлетворения иска возражала.
Заинтересованное лицо врач-терапевт Военного комиссариата Приморского района г. Санкт-Петербурга Центра военно-врачебной экспертизы ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» Бесеганич А.Ю. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал, пояснил, что административный истец был направлен на медицинское неврологическое обследование, проводилось обследование в <данные изъяты>, установлен диагноз – <данные изъяты>. <данные изъяты> никакой нет, ни с <данные изъяты>, ни без <данные изъяты>, данный диагноз исключен. <данные изъяты> есть в Расписании болезней, руководствовались им при вынесении решения, решение вынесено законно и обоснованно (л.д. 84).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
На основании пункта 4 названного Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, подлежащей применению к спорным правоотношениям, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Как следует из материалов дела, Смирнов А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на воинском учете в Военном комиссариате Приморского района Санкт-Петербурга (л.д. 70).
В ходе медицинского освидетельствования в весенний призыв 2022 года Смирнов А.А. был осмотрен врачами-специалистами, были измерены рост, вес призывника (л.д. 71).
Согласно выписке из амбулаторной карты Смирнова А.А. из <данные изъяты> от 04.04.2022 года Смирнов А.А. имеет диагноз – <данные изъяты> (л.д. 36-37, 46-47).
В соответствии с выпиской из амбулаторной карты Смирнова А.А. из <данные изъяты>» от 26.04.2022 года Смирнов А.А. обращался в указанное медицинское учреждение в связи с заболеванием - <данные изъяты> 22.01.2020 года, 12.03.2020 года, 23.10.2020 года, 13.05.2021 года, 24.08.2021 года, 12.11.2021 года, 15.11.2021 года, 28.02.2022 года, 05.03.2022 года, 22.04.2022 года, 26.04.2022 года, а также в связи с заболеванием - <данные изъяты> 28.03.2020 года, 12.01.2021 года, 23.08.2021 года, 16.11.2021 года (л.д. 38-39).
21.04.2022 года Смирнов А.А. был направлен военным комиссариатом в <данные изъяты> на обследование в стационарных условиях в связи с заболеванием – <данные изъяты> (л.д. 63).
Согласно заключению <данные изъяты>» от 19.05.2022 года были выполнены лабораторные исследования, проведены <данные изъяты> установлен диагноз <данные изъяты> (л.д. 63-68).
Согласно листу медицинского освидетельствования от 27.05.2022 года у Смирнова А.А. имеется заболевание – <данные изъяты>. В соответствии с п. «г» ст. 24 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, административному истцу установлена категория годности – «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 62).
Согласно статье 24 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, к пункту "г" относятся сосудистые заболевания головного и спинного мозга дисциркуляторная энцефалопатия I стадии, начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения.
К пункту "г" относятся дисциркуляторная энцефалопатия I стадии в виде рассеянных органических симптомов, легких когнитивных нарушений, астеноневротического синдрома (эмоциональная неустойчивость, раздражительность, ухудшение памяти, головная боль, головокружение, расстройства сна, шум в ушах и др.); начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения в виде отдельных нестойких органических микросимптомов, признаков вегетативно-сосудистой неустойчивости, легкого снижения отдельных когнитивных функций (внимание, регуляторные функции), астенического синдрома; стенозирование общей и (или) внутренней сонной артерии (доминантной или единственной позвоночной артерии) от 30 процентов до 69 процентов без клинических проявлений; различные формы мигрени с редкими приступами; вегетативно-сосудистая дистония с редкими кризами.
Указанным заболеваниям соответствует категория годности к военной службе «Б-4».
Лица, подверженные обморокам, подлежат углубленному обследованию и лечению. Наличие вегетативно-сосудистой дистонии устанавливается только в тех случаях, когда не выявлено других заболеваний, сопровождающихся нарушениями функций вегетативной нервной системы. При наличии обмороков вследствие других заболеваний или расстройств (инфекции, травмы, интоксикации и др.) освидетельствование проводится по соответствующим статьям расписания болезней.
По результатам медицинского освидетельствования административному истцу установлена категория годности "Б-4" в соответствии с п. «г» ст. 24, п. «д» ст. 66, п. «в» ст. 51 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, основанием к чему явились данные осмотра заявителя при проведении мероприятий в весенний призыв 2022 года (л.д. 71).
По результатам медицинского освидетельствования врачами-специалистами не выявлено у административного истца каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, позволяющих признать административного истца временно не годным, ограниченного годным к военной службе либо не годным к военной службе.
Решением призывной комиссии МО МО Озеро Долгое от 02 июня 2022 года, оформленным протоколом № 9, административный истец призван на военную службу (л.д. 72).
Судом отклоняется довод административного истца о том, что диагноз <данные изъяты> отсутствует в МКБ-10, поскольку согласно статье 24 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, наличие <данные изъяты> устанавливается в тех случаях, когда не выявлено других заболеваний, сопровождающихся нарушениями функций <данные изъяты>.
Судом отклоняется ссылка административного истца на выписки из амбулаторной карты из <данные изъяты>» от 04.04.2022 года, от 26.04.2022 года, поскольку указанные в них диагнозы – <данные изъяты> опровергаются более поздними по времени результатами медицинского обследования административного истца в стационарных условиях в <данные изъяты> где были проведены необходимые лабораторные и инструментальные исследования.
Суд оценивает критически довод административного истца о неверном заполнении <данные изъяты> медицинского заключения, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о неправильно установленном диагнозе.
Доказательств того, что у административного истца в период весеннего призыва 2022 года имелись заболевания, являющиеся основанием для его освобождения от призыва на военную службу, в материалы дела не представлено.
Для оценки указанных обстоятельств требуются специальные познания, которыми суд не обладает.
Административный истец не заявил ходатайство о проведении судебно-медицинской или военно-врачебной экспертизы.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что в порядке ст. 62 КАС РФ административный истец не доказал факт нарушения его прав оспариваемым решением призывной комиссии.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Таким образом, заявленные требования административного иска подлежат отклонению в полном объеме по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░