№ 2а-1364/2024
24RS0056-01-2023-006214-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Горпинич Н.Н.,
при секретаре Черноусовой К.Д.,
с участием представителя административного истца Соскова В.В.,
представителя административного ответчика Епишиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Болотовой Инны Борисовны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Болотова И.Б. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ от 28.08.2023 № Ко-14144 в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанной с ней трансформаторной подстанции на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №; возложить на административного ответчика обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и с учетом правовой позиции, изложенной в решении суда, повторно рассмотреть обращение административного истца о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ и связанной с ней трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №. Требования мотивированы тем, что Болотова И.Б. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее – департамент) с заявлением о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанной с ней трансформаторной подстанции на земельном участке, площадью 6 252 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №. 28.08.2023 департамент отказал в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемая территория не соответствует признакам территории, необходимой для размещения запрашиваемого линейного объекта, охранные зоны вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются на расстоянии 1 метра по обе стороны линии электропередачи. Административный истец считает отказ департамента незаконным, поскольку Болотова И.Б. испрашивала участок для размещения воздушной ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, расстояние до границ охранной зоны по обе стороны от которой должно составлять 15 метров, а административный ответчик ссылается на несоответствие испрашиваемой площади участка, приводя расчет площади охранной зоны для подземной кабельной линии электропередачи.
Административный истец Болотова И.Б. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена, обеспечила явку представителя.
Представитель административного истца Сосков В.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Епишина М.А. в судебном заседании административный иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом отказе и отзыве на административный иск. Дополнительно пояснила, что Болотова И.Б. в заявлении не указала наименование объекта, на размещение которого требуется разрешение, а именно – воздушную линию электропередачи и конкретную мощность такой линии, при этом приложила документы, свидетельствующие о принадлежности ей подземной линии электропередачи, в связи с чем департамент произвел расчет площади охранной зоны для подземной кабельной линии электропередачи.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ, ст. 218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 46 Устава города Красноярска, для реализации полномочий, возложенных на администрацию города, образуются органы администрации города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах.
Департамент в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Департамент осуществляет контроль за рациональным использованием земель и лесов, расположенных на территории города Красноярска, в соответствии с действующим законодательством приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень).
В силу п. 1 Перечня, к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 № 677-п (ред. от 19.06.2018) утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.10.2017 № 297-р (ред. от 17.05.2021) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Регламент).
Действие Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также земельных участков, которые предоставлены физическому или юридическому лицу.
Как установлено в судебном заседании, Болотова И.Б. является собственником подземной кабельной линии электропередачи 10 кВ, протяженностью 148 м., расположенной по адресу: <адрес>
14.08.2023 Болотова И.Б. обратилась в департамент с заявлением от 09.08.2023 о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ней трансформаторной подстанции, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
К своему заявлению Болотова И.Б. приложила выписку из ЕГРН от 16.06.2021, согласно которой Болотовой И.Н. с 15.06.2021 на праве собственности принадлежит подземная кабельная линия электропередачи 10 кВ, протяженностью 148 м., расположенная по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрения обращения заявителю дан ответ от 28.08.2023 № Ко-14144 об отказе в выдаче разрешения на размещение указанных объектов.
Отказ департамента мотивирован тем, что при рассмотрении представленной схемы установлено, что испрашиваемая территория не соответствует признакам территории, необходимой для размещения запрашиваемого линейного объекта. Длина участка составляет около 140 м., а ширина около 50 м. В соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи – в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра. Таким образом, в представленной схеме графическое изображение границ земель или земельного участка и площадь земельного участка не соответствуют виду объекта.
Дав оценку оспариваемому решению, суд с учетом установленных обстоятельств, находит несостоятельными доводы административного истца об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов.
В соответствии с п. 14 Регламента самостоятельным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является подача заявления с нарушением требований, установленных пунктами 11, 12 настоящего Регламента.
Как предусмотрено пунктом 11 Регламента, документами, предоставление которых необходимо для получения муниципальной услуги, являются:
1) Заявление (приложение 1 к настоящему Регламенту), подписанное уполномоченным лицом;
2) копия документа, подтверждающего полномочия представителя Заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность Заявителя или его представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) схема границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ) в случае, если планируется размещать объект на землях или части земельного участка (с использованием системы координат, принимаемой при ведении государственного кадастра недвижимости).
Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта, и содержит:
наименование размещаемого объекта;
местоположение либо кадастровый номер земельного участка, квартала;
площадь земельного участка;
категорию земель;
вид разрешенного использования;
характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий;
описание границ;
характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;
принятые условные обозначения;
графическое отображение земель или земельного участка;
экспликацию земель;
подпись, расшифровку подписи заявителя либо представителя заявителя.
Представленная Болотовой И.Б. при обращении с заявлением схема границ земель и земельного участка не содержит указания на наименование размещаемого объекта, что свидетельствует о подаче заявления с нарушением требований, установленных пунктом 11 Регламента.
В отсутствие указания в заявлении и схеме наименования объекта – воздушной линии электропередачи и конкретной мощности такой линии, в совокупности с приложенной к заявлению выпиской из ЕГРН, свидетельствующей о принадлежности Болотовой И.Б. подземной линии электропередачи, просьба заявителя правомерно расценена административным ответчиком как заявление о выдаче разрешения на размещение подземной кабельной линии электропередачи.
В соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи – в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра.
При таких обстоятельствах, решение административного ответчика, мотивированное тем, что в представленной схеме графическое изображение границ земель или земельного участка и площадь земельного участка не соответствуют виду объекта, суд признает обоснованным.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения департамента об отказе в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанной с ней трансформаторной подстанции на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>; возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть обращение административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░-14144 ░░ 28.08.2023; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.06.2024
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░