Дело №2а- 434/2023
УИД 25RS0034-01-2023-001167-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Чугуевка 30 ноября 2023 года
Чугуевский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Литовченко М.А., при секретаре судебного заседания Михайлиной А.Д., с участием представителя административного истца - Кузьминского Д.В., представителя административного ответчика - Покровской Э.К., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Долженко Светланы Ивановны в лице представителя по доверенности Кузьминского Дмитрия Викторовича к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края в лице межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции образованной при администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о признании бездействия незаконным, взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда,
установил:
Долженко С.И. в лице представителя по доверенности обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда.
В обоснование административных исковых требований указала, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию Чугуевского муниципального округа Приморского края о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Вместе с тем, указанное заявление не было рассмотрено в установленные законом сроки, до настоящего времени она не уведомлена о проведении каких-либо обследований помещений, работы комиссии. Бездействие со стороны администрации муниципального округа причинило ей моральный вред, побудило обратиться в суд за защитой своих прав.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края в лице межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции образованной при администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края, выразившееся в не рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию провести обследование многоквартирного дома, а также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца - Кузьминский Д.В. в судебном заседании уточнил административные требования, в связи с исполнением администрацией обязанности провести обследование многоквартирного дома, на указанных требованиях не настаивал, просил признать незаконным бездействие, взыскать судебные расходы и компенсацию морального вреда.
Представитель административного ответчика - администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края Покровская Э.К. в судебном заседании административные исковые требования признала частично, указав, что администрацией допущено нарушение в связи с несвоевременным рассмотрением обращением Долженко С.И. В части взыскания компенсации морального вреда просила отказать, судебные расходы взыскать в разумных пределах.
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 4 статьи 15Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к жилому помещению, порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее также Положение).
Разделом IV Положения (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заявление собственника, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома, чего сделано не было.
Как установлено в судебном заседании, Долженко С.И., являясь собственником ? доли в жилом помещении - <адрес>, обратилась с заявлением в администрацию Чугуевского муниципального округа Приморского края о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заявление Долженко С.И. и приложенные к нему документы поступили в администрацию Чугуевского муниципального округа Приморского края 11 июля 2023 года (входящий №).
Административным ответчиком представлено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Факт не рассмотрения заявления Долженко С.И. от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик допускает и признает в судебном заседании.
Таким образом, в нарушение положений п. 46 Положения, межведомственной комиссией заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок не рассмотрено, связи с чем, требования в данной части подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать возмещения вреда, причиненного ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).
Как установлено в судебном заседании, бездействие административного ответчика по не рассмотрению заявления Долженко С.И. привело к нарушению ее личных неимущественных прав. Учитывая долю вины административного ответчика, степень бездействия, мер, принятых им для исключения вреда, суд полагает определить ко взысканию размер компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.
Рассматривая требование административного истца о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Как следует из представленных материалов дела, административный истец обратился за помощью к юристу, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об оказании юридической помощи, который заключал в себе: правовой анализ о наличии оснований для обращения в межведомственную комиссию с целью признания жилого помещения непригодным для проживания, проведение юридической консультации по применению норм Жилищного кодекса РФ, подготовка административного искового заявления в суд, представительство в районном суде, составление процессуальных документов (по необходимости).
Стоимость услуг по договору оказания юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 20000 рублей. Указанная сумма по договору передана в полном объеме заказчиком, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, учитывая характер спора, степень сложности дела, количество судебных заседаний (одно судебное заседание), продолжительность рассмотрения дела, объем оказанных представителем услуг, а также принципа разумности и справедливости, учитывая, что от одного требования представитель административного истца отказался, суд считает, что определенная к взысканию сумма расходов по оплате услуг представителя будет разумной в размере 10000 рублей.
Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подтверждены банковским чеком - ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11.07.2023.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░: ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 19.09.2023 ░ ░░░░░ 10000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░