Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г.,
при секретаре Першиной И.В.,
с участием помощника прокурора Юргамышского района Бажановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 2023 года в п. Юргамыше Курганской области административное дело по заявлению Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области к УФССП России по Курганской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С. об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области (далее - Администрация Юргамышского МО) обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Курганской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С. об освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование административного иска указали, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника Администрации Юргамышского МО в размере 50000 руб.
Для исполнения решения Юргамышского районного суда от 13.07.2023г. приняты все зависящие от должника меры, а именно: определен необходимый объем финансирования 10,0млн. рублей. Направлены сведения в Публично правовую компанию «Фонд развития территорий» для дальнейшего включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда Курганской области. Для исполнения решения суда, чтобы изъять земельный участок, необходимо решить вопрос с квартирами (собственниками квартир) в доме, указанные действия требуют соблюдения законодательства и связаны с определенными временными промежутками. Таким образом, должник не уклоняется от исполнения требований решения суда и исполнительного документа. Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области не имеет возможности исполнить требование исполнительного документа в короткие сроки в связи с отсутствием финансирования. Полагали, что судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С. не установлена вина должника.
Просили освободить Администрацию Юргамышского МО от исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С. от ДД.ММ.ГГГГ, по исполнительному производству №.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области Горшкова С.В. административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. По существу пояснила, что для исполнения требования ст.32 ЖК РФ необходимо соблюдение двух одновременных условий: принять решение органа местного самоуправления об изъятии жилых помещений и земельных участок, и предложить собственникам в замен аналогичное жилье или денежную компенсацию, исходя из его рыночной стоимости. Поскольку данный аварийный дом не вошел до 2022 года в Федеральную программу «По переселению из ветхого жилья граждан РФ», то возможность своевременно предоставить денежную компенсацию жильцам у Администрации отсутствует, также как и маневренный или иной свободный муниципальный жилищный фонд, по причине его отсутствия. Дефицит бюджета Юргамышского МО составляет порядка 17мил.руб., свободных денежных средств нет, имеется большая кредиторская задолженность. Кроме того следует учесть, что данный аварийный дом признан аварийным в 2017г. и был в ведомстве другого органа местного самоуправления - Администрации Юргамышского поссовет, только лишь весной 2023г. было произведено процессуальное правопреемство, в связи с ликвидацией юридического лица, такой короткий срок является недостаточным для исполнения решения суда.
В судебное заседание представитель административного ответчика УФССП России по Курганской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутина В.С. не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица и их представители: МУ «Финансовый отдел администрации Юргамышского муниципального округа», МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явились, о его дате, времени и месте извещались надлежащим образом.
Суд определил, с учетом мнения представителя административного истца Горшковой С.В., помощника прокурора Юргамышского района Бажановой А.А., рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного ответчика, судебного пристава-исполнителя, заинтересованных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение представителя административного истца Горшковой С.В., помощника прокурора Юргамышского района Бажановой А.А., полагавшей, что отсутствуют основания к освобождению Администрации Юргамышского МО от исполнительского сбора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10. 2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями п. 11 ст. 30, п. 1 ст. 105, п.п. 1-7 ст. 112,116 Закона об исполнительном производстве в ч. 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. (часть 2 указанной статьи 112).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Юргамышского районного суда от 13.07.2023г. были удовлетворены исковые требования прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц.
На Администрацию Юргамышского МО возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом № по <адрес>, и соответственно, об изъятии жилых (нежилых) помещений №,№,№,№,№,№,№,№, аварийного дома № по <адрес>. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу.
21.08.2023г. в отношении Администрации Юргамышского МО заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Юргамышского РОСП Махниной А.А. возбуждено исполнительное производство №, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения.
Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Представитель Администрации Юргамышского МО не оспаривает факт вручения данного постановления.
Таким образом, должник - Администрация Юргамышского МО своевременно ознакомлена с постановлением о возбуждении исполнительного производства, в том числе с установлением срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном производстве.
ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство принято к исполнению МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области, исполнительному производству присвоен №.
В рамках данного исполнительного производства 22.09.2023г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области исполнительского сбора в сумме 50000 руб. Данное постановление подписано электронной подписью судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С.
Постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление об исполнительном сборе, и их своевременное получение Администрацией Юргамышского МО не оспаривались.
На момент рассмотрения настоящего административного иска требования по исполнительному производству № не исполнены, производство не окончено.
Учитывая установленное судом своевременное получение административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства и неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя Ляшутиной В.С. от ДД.ММ.ГГГГ., о взыскании исполнительского сбора, соответствует положениям статьи 112 Закона Об исполнительном производстве.
Пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 50) устанавливает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из указанных разъяснений освобождение или уменьшение исполнительского сбора является правом, а не обязанностью суда и разрешая данный вопрос суд должен оценить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по спору.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П признал исполнительский сбор санкцией штрафного характера, возложением на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату, зачисляемую в бюджет, в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Как установлено в судебном заседании, Администрацией Юргамышского муниципального округа Курганской области ДД.ММ.ГГГГ. заключен муниципальный контракт № с ООО «ЕОСЕРВИС» на оказание услуг по оценке имущества экспертизы. Произведена оценка рыночной стоимости каждой квартиры недвижимого имущества с целью выкупа жилых помещений №,№,№,№,№,№,№,№, аварийного дома № по <адрес>, общей стоимостью более 10 мил.руб.
Согласно информации Финансового отдела Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ. дефицит бюджета Юргамышского муниципального округа Курганской области составляет 17 929,8 тыс. руб., кредиторская задолженность в сумме 45 000 тыс. руб.
В адрес Правительства Курганской области Администраций Юргамышского МО направлено обращение, по результатам рассмотрения которого заместитель Губернатора Кургаской области ДД.ММ.ГГГГ. обратился в ППК «Фонд развития территорий» г.Москва с просьбой о включении аварийного дома № по ул. Кирова в р.п. Юргамыш Курганской области, в программу «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» в связи с физическим износом в период с 01.01.2017г. по 01.01.2022г.
Решением Думы Юргамышского муниципального округа от 28.04.2022г. №11, было принято решение о правопреемстве органов местного самоуправлении, в том числе Юргамышского поссовета Юргамышского МО, путем присоединения к Юргамышскому муниципальному округу.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Юргамышского поссовета Юргамышского МО, была ликвидирована, как юридическое лицо.
Также суд учитывает, что решение суда вступило в законную силу 13.08.2023г., что указывает на отсутствие длительности его не исполнения.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
Поскольку у Администрации Юргамышского МО отсутствуют денежные средства в размере 10 мил.руб., свободного муниципального жилья для предоставление жильцам, учитывая ряд выполненных работ, то при таких обстоятельствах Администрация Юргамышского муниципального округа Курганской области не исполнила решение суда по не зависящим от неё основаниям.
На момент вынесения решения суда, требования исполнительного документа полностью не исполнены.
Таким образом, административный истец принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования, поэтому в неисполнении решении суда отсутствует его вина.
Проверив доводы административного истца о наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа в установленный срок, о принятии им необходимых мер для своевременного исполнения предписания судебного пристава-исполнителя, отсутствие вины и с учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым освободить Северный территориальный отдел Юргамышского муниципального округа Курганской области от исполнительного сбора.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку в данном случае административный истец не обжалует постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ляшутиной В.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, а просит освободить от взыскания исполнительского сбора, то в данном случае срок для обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:░.░. ░░░░░░░░