Дело № 2а-1095/2019
УИД 83RS0001-01-2019-001485-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2019 г. город Нарьян-Мар
Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Распопин В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Комлевой Наталье Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комлевой Н.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 2900 руб., пени в сумме 5 руб. 76 коп., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 462,78 руб., за 2017 год в сумме 1682 руб., пени в сумме 5 руб. 61 коп.
В обоснование заявленных требований указав, что в указанный налоговый период Комлева Н.В. являлась собственником жилых и нежилых помещений, а также транспортных средств, в связи с чем являлась плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога. Налоговым органом на принадлежащее Комлевой Н.В. имущество был начислен налог, направлены налоговые уведомления. Обязанность по уплате налогов административный ответчик в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени. Вместе с тем, до настоящего времени обязанность налогоплательщиком не исполнена, несмотря на направленные в его адрес требования об уплате налога. В связи с чем, просит взыскать с ответчика недоимку по налогам, также начисленные пени в заявленном размере, ходатайствует о восстановлении срока обращения в суд.
По определению судьи от 21 ноября 2019 дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, т.к. указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, данная обязанность закреплена также в ст. 23 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствие с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ч. 1 ст. 358 НК РФ автомобиль, зарегистрированный в установленном порядке в соответствие с законодательством РФ, является объектом налогообложения по транспортному налогу.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ).
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 356 НК РФ).
Транспортный налог, относящийся к числу региональных налогов, на территории Ненецкого автономного округа введен законом НАО от 25 ноября 2002 года №375-ОЗ «О транспортном налоге».
Согласно статье 1 Закона от 25 ноября 2002 №375-ОЗ «О транспортном налоге» транспортный налог (далее - налог) устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Ненецкого автономного округа. Настоящий закон устанавливает ставки транспортного налога, зачисляемого в окружной бюджет, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками - организациями, а также льготы по уплате этого налога и основания для их использования налогоплательщиком.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утратил силу Закон № 2003-1.
Частью 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В указанной статье предусмотрено, что исходные данные для определения налоговым органом размера транспортного налога предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Судом установлено, что в период 2016-2017 г.г. Комлева Н.В. являлась собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также транспортных средств ВАЗ 21124, СУЗУКИ GRAND VITARA.
Таким образом, Комлева Н.В. признается плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, за указанный налоговый период.
Административным истцом был произведен расчет транспортного налога и налога на имущество физических лиц, подлежащих уплате административным ответчиком за 2016-2017 г.г. и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление:
- 41006870 от 05.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 2900 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц за 2016-2017 года с учетом переплаты в общем размере 2144 руб. 78 коп., установлен срок оплаты до 03.12.2018.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов на основании положений ст. 75 НК РФ является пеня, т.е. денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что в связи с неуплатой налога в установленный срок налоговый орган произвел начисление пени и направил налогоплательщику требование:
- № 6004 от 17.12.2018 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 2900 руб., пени в сумме 5 руб. 76 коп., по налогу на имущество физических лиц в размере 2144 руб. 78 коп., пени в сумме 5 руб. 61 коп., со сроком исполнения до 18.01.2019.
Указанные требования, направлены в адрес налогоплательщика по месту жительства, в установленный срок ответчиком добровольно не исполнено, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд.
Из материалов дела следует, что сумма задолженности ответчика перед бюджетом по уплате обязательных платежей и санкций превысила 3000 руб. по направленному налоговым органом в адрес ответчика требованию №6004 от 17.12.2018 со сроком исполнения до 18 января 2019 года и составила 5061 рублей 17 копеек, что следует из требования. Таким образом, последним днем подачи заявления в суд о взыскании задолженности по налогу является 18 июля 2019 года.
При этом суд учитывает, что по смыслу закона сумма налогов для исчисления срока на обращение в суд принимается исходя из всех имеющихся задолженностей налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что срок обращения в суд, на дату обращения к мировому судье первоначально с заявлением о выдаче судебного приказа не соблюден, заявление поступило мировому судье 20.08.2019. Определением мирового судьи от 22.08.2019 в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки заявителю отказано.
В соответствии с требованиями КАС РФ административное исковое заявление поступило в суд 03.10.2019.
Какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить заявление о выдаче судебного приказа, исковое заявление в суд, а также для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, административным истцом в нарушение требований ст. 62 КАС РФ в суд не представлено.
К уважительным причинам не могут быть отнесены внутренние организационные проблемы юридического лица, в том числе увеличение объема работы, не укомплектование штата Инспекции специалистами.
В соответствии со ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Установление судом факта пропуска срока без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, такие как большое количество налогоплательщиков, с задолженностью по налогам, не полное укомплектование специалистами не являются уважительной причиной пропуска срока.
Поскольку административное исковое заявление поступило в суд за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по налогу, пени за спорный период не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░