Решение по делу № 2а-139/2023 ~ М-135/2023 от 16.05.2023

Дело № 2а-139/2023

УИД 28RS0011-01-2023-000202-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2023 года                                                                   с. Новокиевский Увал

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Скрябиной Н.А.,

при секретаре Литвиновой М.С.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Мазановского района Амурской области Богдановой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

    прокурор Мазановского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированную свалку, в обоснование которого указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления установлено наличие на участке местности с географическими координатами 51°20"21"" с.ш. 128?55"44"" в.д. 51°20"22"" с.ш. 128?55"54"" в.д., расположенном на земельном участке с кадастровым номером 28:17:012106:236 в 0,5 км на юг от с. Дмитриевка Мазановского района Амурской области места временного накопления (хранения) твердых коммунальных отходов, состоящее из скоплений пластиковой тары, картона, упаковочного материала, стеклянных `и пластиковых бутылок, бытового, строительного мусора и т.д.

    Просит признать бездействие администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по устранению образовавшейся несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с географическими координатами 51°20"21"" с.ш. 128?55"44"" в.д. 51°20"22"" с.ш. 128?55"54"" в.д., расположенном на земельном участке с кадастровым номером 28:17:012106:236 в 0,5 км на юг от с. Дмитриевка Мазановского района Амурской области, незаконным; возложить на администрацию Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, размещенную на земельном участке с географическими координатами 51°20"21"" с.ш. 128?55"44"" в.д. 51°20"22"" с.ш. 128?55"54"" в.д., расположенной на земельном участке с кадастровым номером 28:17:012106:236 в 0,5 км на юг от с. Дмитриевка Мазановского района Амурской области.

Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель административного ответчика                 администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при состоявшейся явке.

В судебном заседании помощник прокурора Мазановского района Амурской области Богданова Э.Н. исковые требования поддержала.

Выслушав участника судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1).

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1).

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).

При этом ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом ч. 3 этой же статьи и ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к полномочиям органом местного самоуправления сельского поселения относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с положениями Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

Федеральный закон № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России                               от 28 декабря 2001 года № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

В силу ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Статья 42 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, ряд обязанностей по их использованию. К таковым, в частности, относятся: осуществление мероприятий по охране земель, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ охрана земель предполагает, в том числе защиту земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Таким образом, обязанность по проведению соответствующих мероприятий по охране земель в силу прямого указания действующего законодательства возложена на собственников либо лиц, пользующихся, владеющих на установленном законом основании землями.

    В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Мазановского района Амурской области проверки соблюдения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 28:17:012106:236, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для размещения свалок твердых бытовых отходов, находящемся в собственности Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области, не оборудованном в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (с географическими координатами 51°20"21"" с.ш. 128?55"44"" в.д. 51°20"22"" с.ш. 128?55"54"" в.д.).

Указанные обстоятельства явились основанием к вынесению прокурором Мазановского района Амурской области в адрес главы Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области представления от 15 марта 2023 года.

Из ответа администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области от 31 марта 2023 года на представление прокурора следует, что администрацией Дмитриевского сельсовета принимаются меры по устранению нарушений, указанных в представлении, так как с                              1 января 2023 года региональным оператором площадка временного накопления и складирования твердых коммунальных отходов на территории сельсовета не используется, вопрос о выделении денежных средств на вывоз мусора несанкционированной свалки рассматривается администрацией Мазановского района Амурской области.

Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что администрацией Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области не соблюдаются требования санитарных норм и правил, а также требования земельного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

Администрация Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области, как орган местного самоуправления, обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе, по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также как собственник земельного участка с кадастровым номером 28:17:012106:236 обязана осуществлять мероприятия по охране земель и недопущению их загрязнения.

Ненадлежащее выполнение администрацией Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области возложенных на нее законом обязанностей по охране земель приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором района административных исковых требований.

В силу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема мероприятий, необходимых для его исполнения, важности защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился административный истец, суд приходит к выводу, что предлагаемый административным истцом срок устранения выявленных нарушений – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и обеспечит соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина не подлежит взысканию с администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 2819001554), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 51°20"21"" ░.░. 128?55"44"" ░.░. 51°20"22"" ░.░. 128?55"54"" ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28:17:012106:236 ░ 0,5 ░░ ░░ ░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 2819001554) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 51°20"21"" ░.░.           128?55"44"" ░.░. 51°20"22"" ░.░. 128?55"54"" ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28:17:012106:236 ░ 0,5 ░░ ░░ ░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░ 2023 ░░░░.

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ № 2░-139/2023 ~ ░-135/2023 (░░░░░░░)
Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-139/2023 ~ М-135/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Администрация Дмитриевского сельсовета
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Скрябина Н.А.
Дело на сайте суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
16.05.2023Регистрация административного искового заявления
16.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Подготовка дела (собеседование)
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее