УИД №
Дело №
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13.06.2023 г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи ФИО7, при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2, УФССП России по Московской области, Наро-Фоминскому РОСП ГУФССП России по Московской области о прекращении исполнительного производства, возвращении денежных средств
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к ответчикам, в котором просит признать незаконными действия Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России, судебного пристава-исполнителя ФИО2, выразившиеся в не прекращении исполнительного производства, прекратить исполнительное производство, вернуть взысканные денежные средства.
Административные исковые требования обоснованы тем, что на основании исполнительной надписи нотариуса № судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с ФИО1 в пользу АО «Альфа-Банк» денежных средств в размере <данные изъяты> руб.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (обращение взыскания на пенсию), из пенсии ФИО1 происходят удержания денежных средств.
ФИО5 неоднократно обращался в службу судебных приставов с заявлением о прекращении исполнительного производства по тем основаниям, что у должника отсутствует имущество на которое может быть обращено взыскание. Однако судебными-приставами Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области, факт того, что ФИО5 не имеет постоянного места жительства, имеет единственный источник дохода – пенсия проигнорирован.
Указывает, что действия Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области, выразившиеся в не прекращении исполнительного производства являются незаконными, противоречащими ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как после удержания денежных средств, ФИО5 остается без средств к существованию.
Административный истец в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Пояснил, что живет в машине, так как не имеет постоянного места жительства. Неоднократно обращался в Наро-Фоминское РОСП ГУФССП России по Московской области, к судебному приставу-исполнителю Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России ФИО2 с заявлением о прекращении исполнительного производства. Пояснял, что ему для существования необходимо <данные изъяты> руб. Денежные средства необходимы для покупки продуктов питания, бензина и одежды, а пенсия очень маленькая. Однако судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 отказано в прекращении исполнительного производства.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении разбирательства по делу не представлено.
Судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 представлена копия исполнительного производства №-ИП.
Представитель заинтересованного лица АО «Альфа-Банк» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении разбирательства по делу не представлено.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса.
В соответствии со ст. 122 КАС РФ Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия
Как следует из представленных материалов, в производстве Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО1 на основании исполнительного документа – исполнительной надписи нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 задолженности по кредитному договору в размере <данные изъяты> руб.
После возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 направлены запросы в регистрирующие органы, кредитные организации, Пенсионный фонд.
Согласно полученного ответа на запросы, ФИО5, владеет на праве собственности транспортными средствами: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, а так же является получателем пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (обращение взыскания на пенсию).
ФИО5, в порядке подчиненности, обратился с жалобой на постановление о наложении ареста на транспортные средства, а так же с заявлением об окончании исполнительного производства и возвращении взысканных денежных средств на том основании, что пенсия минимальная и это единственный источник его дохода.
Жалоба оставлена без удовлетворения. Нарушений в действиях судебного пристава-исполнителя ФИО2 не установлено.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", статьями 2 и 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, что и является задачей исполнительного производства; исполнительное производство осуществляется на принципе законности.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
В статье 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержится исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнительного производства.
Согласно статье 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Вопреки доводам административного истца, ФИО5 владеет на праве собственности двумя автомобилями, а так же является получателем пенсии по старости.
Исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство не отменен.
Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
Пенсия по старости отнесена законодателем к виду обеспечения по обязательным социальным выплатам, на которые может быть обращено взыскание по исполнительному документу.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
По смыслу части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О и др.).
Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве и части 3 статьи 29 Закона о страховых пенсиях предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
В силу приведенных норм, судебному приставу-исполнителю при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, которая является для него единственным источником дохода, следует учитывать размер этой пенсии в сопоставлении с величиной установленного в регионе прожиточного минимума, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.
В данном случае, с целью реализации предоставленных социально-экономических прав, должник может обратиться как с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения судебного решения, так и с заявлением о снижении размера взыскания.
При этом, при разрешении подобных споров необходимо учитывать сочетание двух основополагающих положений: конституционного принципа исполняемости исполнительного документа и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника.
Согласно положениям части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По своей правовой природе основания прекращения исполнительного производства носят объективно неустранимый характер и свидетельствуют о невозможности или безрезультатности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Поскольку доказательств реальной и объективной утраты возможности исполнения исполнительного документа ФИО1 представлено не было, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя Наро-Фоминского РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 являются законными о обоснованными, а административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░8
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░