Решение по делу № 2а-143/2023 ~ М-117/2023 от 10.05.2023

        Дело № 2а-143/2023

                 УИД: 28RS0020-01-2022-000149-41

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2023 года                                                                                        пгт. Экимчан

    Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Василенко О.В.,

при секретаре Семенюта О.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ "Исинская СОШ", администрации <адрес>" - о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении антитеррористической защищенности структурного подразделения - детского сада и возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

<адрес>, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточнив до начала судебного заседания круг административных ответчиков и административные исковые требования, которые мотивировал следующим.

В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образовательной системы выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ. В том числе, в ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении МБОУ «Исинская СОШ» структурное подразделение детский сад «Берёзка», расположенном по адресу: <адрес>А, отсутствует оснащение системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание его в исправном состоянии. При этом учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование <адрес>, полномочия учредителя от имени администрации <адрес> осуществляет МКУ «Отдел образования администрации <адрес>». Согласно паспорту безопасности, образовательному учреждению - присвоена четвертая категория антитеррористической защищенности. С учётом вышеизложенного и положений ч.1 ст.39 КАС РФ, ссылаясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.ч. 4 и 6 ст. 5.2, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 4 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности", Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, которым утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее Требование), административный истец просит суд:

- признать незаконным бездействие МБОУ «Исинская СОШ», выразившееся в необеспечении aнтитеррористической защищенности структурного подразделения - детский сад «Берёзка», расположенного по адресу: <адрес>, с. Исa, <адрес>А;

- признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в необеспечении финансирования мероприятии по антитеррористической защищенности структурного подразделения - детский сад «Берёзка» МБОУ «Исинская СОШ»;

- обязать МБОУ «Исинская СОШ» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение структурного подразделения - детский сад «Берёзка» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.

- обязать администрацию <адрес> профинансировать расходы, связанные с обеспечением охраны объектов и территории структурного подразделения - детский сад «Берёзка» МБОУ «Исинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>А, а именно на обеспечение системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Административный истец, а также представители административных ответчиков: МБОУ "Исинская СОШ", администрации <адрес> и заинтересованного лица МКУ "Отдел образования администрации <адрес>" - о месте и времени рассмотрения административного дела извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения административного иска не представили. При этом представитель заинтересованного лица, МКУ "Отдел образования администрации <адрес>", Ким О.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, в письменном заявлении указала, что с уточнёнными административными исковыми требованиями прокурора согласна в полном объёме.

Административными ответчиками: МБОУ "Исинская СОШ" и администрацией <адрес> - возражений на административные исковые требования в суд не представлено.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в административном деле, а также то, что их явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон и заинтересованного лица.

Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Учитывая, что в конкретном случае результате прокурорской проверки было выявлено нарушение в сфере антитеррористической защищенности, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека.

На основании пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного назначения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности", а также ч. 3 ст. 2 Закона противодействии терроризму, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального Закона РФ от 06 марта 2006 года N 35 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территории), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны установку систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственой охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Согласно пунктам 1.3 - 1.8 Устава МБОУ «Исинская СОШ», данное Учреждение является юридическим лицом, созданным муниципальным образованием <адрес>ом (Учредитель), имеет структурное подразделение, не являющееся юридическим лицом - детский сад «Берёзка», расположенный по адресу: <адрес>А.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в том числе, в отношении МБОУ «Исинская СОШ»; в ходе прокурорской проверки установлено, что согласно паспорту безопасности структурному подразделению МБОУ «Исинская СОШ» - детский сад «Берёзка», установлена четвертая категория опасности объекта, вместе с тем, на данном объекте отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», что указывает на наличие нарушения требований действующего законодательства к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

Несмотря на то обстоятельство, что после регистрации Устава МБОУ «Исинская СОШ» в компетентных органах, полномочия Учредителя – муниципального образования <адрес> выполняет МКУ «Отдел образования администрации <адрес>», собственником МБОУ «Исинская СОШ» является непосредственно муниципальное образование <адрес> (пункт 1.6 Устава), к полномочиям которого относится финансирование Учреждения, осуществляемое за счёт средств районного бюджета в объёме, предоставленном администрацией района.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация <адрес> является надлежащим административным ответчиком в части административных исковых требований о финансировании расходов, связанных с обеспечением охраны детского сада «Берёзка».

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму Правительством Российской Федерации 02.08.2019 издано постановление N 1006, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Указанными требованиями предусмотрено, в числе прочего, оборудование объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (подп. «г» п. 24 Требований). Указанное требование распространяется на объекты, отнесенные к четвертой категории опасности, к которым относится и детский сад «Берёзка».

Таким образом, у административных ответчиков возникла соответствующая обязанность по обеспечению оборудования здания детского сада испрашиваемыми прокурором системами (средствами) передачи тревожных сообщений и по финансированию указанных работ.

Как на момент обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением, так и на дату принятия судом решения, стороной административных ответчиков доказательств исполнения истребуемых прокурором обязанностей в материалы дела не представлено.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, сможет способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является, в том числе обязанностью образовательных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение учебным учреждением при финансировании в соответствии с требованиями закона правил обеспечения антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

Учитывая требования законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что отсутствие надлежащего финансирования образовательного учреждения на цели антитеррористической направленности само по себе незаконно и не может являться основанием для освобождения МБОУ «Исинская СОШ» от обязанности обеспечения своего структурного подразделения – детского сада необходимой системой передачи тревожных сообщений.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что указанные выше мероприятия отнесены к числу обязательных мероприятий, на административных ответчиков в силу закона возложена обязанность по оснащению объектов (территорий) системой передачи тревожных сообщений, суд приходит к выводу о наличии оспариваемого бездействия со стороны административных ответчиков и о наличии у них обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

С учётом совокупности выше установленных обстоятельств, требования прокурора о возложении обязанности на МБОУ «Исинская СОШ» обеспечить оснащение структурного подразделения системой передачи тревожных сообщений, а также требования прокурора о возложении обязанности на администрацию <адрес> профинансировать оснащение указанной системы передачи тревожных сообщений - являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что исполнение МБОУ «Исинская СОШ» возложенной судом обязанности обусловлена исполнением возложенной судом обязанности со стороны администрации <адрес> в части обеспечения финансирования необходимых расходов, суд при определении срока исполнения решения, с учетом характера и объёма мероприятий, подлежащих выполнению, также учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, считает возможным установить срок для исполнения обязанностей, возложенных на администрацию <адрес>, – в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу, на МБОУ «Исинская СОШ» - в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░ "░░░░░░░░ ░░░", ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ a░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░░a, <░░░░░>░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░».

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ «112».

    ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ «112» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 02.08.2019 № 1006.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                        ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 9 ░░░░ 2023 ░░░░.

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ № 2░-143/2023 ~ ░-117/2023 (░░░░░░░)
Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-143/2023 ~ М-117/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Селемджинского района
Ответчики
МБОУ "Исинская СОШ"
Администрация Селемджинского района
Другие
МКУ "Отдел образования администрации Селемджинского района"
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Василенко Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация административного искового заявления
10.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2023Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее