Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-57/2024 ~ М-4/2024 от 09.01.2024

Дело № 3а-57/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 01 июля 2024 г.

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселева С.В. о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» от 15 декабря 2023 г. № ОРС-29/2023/000070 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

Киселев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» (далее – ГБУ АО «АрхОблКадастр») о признании незаконным решения от 15.12.2023                            № ОРС-29/2023/000070 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

    В обоснование административного иска указано, что Киселев С.В. является собственником здания линии сушилки и пакетирования с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением министерства имущественных отношений Архангельской области от 15.11.2021 №7-п утверждена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 85 917 740 руб. 14 коп. 16.11.2023 административный истец обратился в ГБУ АО «АрхОблКадастр» с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Решением от 15.12.2023 в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отказано. С указанным решением Киселев С.В. не согласен и просит признать его незаконным, установить размер кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 66 417 000 руб.

Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство имущественных отношений Архангельской области, Управление Росреестра по Архангельской области и НАО, ППК «Роскадастр» филиал по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, администрация городского округа «Город Архангельск».

В судебном заседании представитель административного истца                  Максимов Д.М. заявленные требования уточнил, не поддержал требование об оспаривании решения от 15.12.2023 № ОРС-29/2023/000070 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, просил установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости соответствующей его рыночной стоимости в соответствии с уточненным отчетом ООО «Проф-Оценка» от 07.06.2024 № 1560-23/5р в размере 67 854 000 руб. на дату оценки 30.05.2023.

Представитель административного ответчика ГБУ АО «АрхОблКадастр» Захарова Е.А. в судебном заседании требования не признала, уточненный отчет ООО «Проф-Оценка» от 07.06.2024 № 1560-23/5р не оспаривала, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявляла.

Иные лица, участвующие в деле, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного производства.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) в Федеральный закон № 237-ФЗ внесены изменения, введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11.08.2020.

Согласно статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 01.01.2026 установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона №237-ФЗ (редакция 19.12.2022).

Пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ установлено, что в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

    Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2022 1188-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» 01.01.2023 установлено датой перехода к применению на территории Архангельской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – Постановление № 1188-пп).

    Постановление № 1188-пп опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30.12.2022 и в соответствии с пунктом 2 указанного постановления с указанной даты вступило в законную силу.

С указанной даты на территории Архангельской области установлен внесудебный порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости и подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ, согласно пункту 15 которой в суде может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона №237-ФЗ в отношении заявления об установлении рыночной стоимости объекта.

Из материалов административного дела следует, что Киселев С.В. является собственником здания линии сушилки и пакетирования с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Постановлением министерства имущественных отношений Архангельской области от 15.11.2021 №7-п утверждена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 85 917 740 руб. 14 коп.

16.11.2023 административный истец обратился в ГБУ АО «АрхОблКадастр» с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, составляющей на 30.05.2023 66 417 000 руб., приложив отчет об оценке недвижимого имущества от 14.11.2023 № 1560-23/5рс, подготовленный ООО «Проф-Оценка» оценщиком Аншуковым Д.В.

23.11.2023 ГБУ АО «АрхОблКадастр» уведомило Киселева С.В. о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению.

15.12.2023 ГБУ АО «АрхОблКадастр» принято решение №ОРС-29/2023/000070 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в связи с нарушениями, выявленными в отчете об оценке, поименованными в разделе V решения.

Определением суда от 14.02.2024 по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту-оценщику общества с ограниченной ответственностью «Респект» Коробовой Н.В.

Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью «Респект» Коробовой Н.В. № 84/24-СД от 07.05.2024 оценщиком ООО «Проф-Оценка» Аншуковым Д.В. при составлении отчета об оценке недвижимого имущества от 14.11.2023 № 1560-23/5рс допущено нарушение, указанное в разделе V решения ГБУ АО «АрхОблКадастр» от 15.12.2023 № ОРС-29/2023/000070, а именно нарушен п. 2 Федерального стандарта оценки «Отчет об оценки (ФСО VI)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200. При этом данное нарушение не влияет на размер рыночной стоимости объекта недвижимости и составляет 66 417 000 руб.

Таким образом, исходя из анализа заключения эксперта, нарушения, выявленные административным ответчиком, нашли свое подтверждение, в том числе подтвердилось нарушение оценщиком пункта 2 ФСО VI.

В связи с возникшими сомнениями в обоснованности заключения в части определения рыночной стоимости объекта недвижимости определением суда от 05.06.2024 по ходатайству административного ответчика по делу назначена повторная экспертиза. По ходатайству ГБУ АО «АрхОблКадастр» от 11.06.2024 в связи с представлением административным истцом уточнённого отчета и устранением замечаний, приведённых в разделе V оспариваемого решения от 15.12.2023 № ОРС-29/2023/000070, административное дело отозвано с экспертизы без исполнения.

Согласно уточненному отчету ООО «Проф-Оценка» от 07.06.2024 № 1560-23/5р рыночная стоимость объекта недвижимости составляет на 30.05.2023 67 854 000 руб.

В соответствии с частью 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.

Следовательно, перечень полномочий бюджетного учреждения является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

С учетом изложенного, на основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у ГБУ АО «АрхОблКадастр» имелись основания для отказа в удовлетворении заявления Киселева С.В., предусмотренные пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, поскольку представленный отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Оспариваемое решение принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия.

Следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» от 15.12.2023 № ОРС-29/2023/000070 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не имеется.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемая кадастровая стоимость данного объекта недвижимости содержалась в ЕГРН с 20.01.2022 по 25.12.2013.

С 26.12.2023 в ЕГРН содержится кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 58 274 065 руб. 77 коп., дата начала применения – 01.01.2024.

Следовательно, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости является архивной.

В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества затрагивают его права и обязанности как плательщика налога, к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, обращение заявителя в суд является правомерным.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно уточненному отчету ООО «Проф-Оценка» от 07.06.2024 № 1560-23/5р рыночная стоимость объекта недвижимости составляет на 30.05.2023 67 854 000 руб.

Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.

Административный ответчик, заинтересованные лица не оспорили уточнённый отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявлено, в связи с чем оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом уточненного отчета у суда не имеется. Также отсутствуют основания для назначения по делу экспертизы по инициативе суда.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении здания, собственником которого является административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, суд приходит к выводу о том, что административный иск в данной части подлежит удовлетворению.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Согласно части 4 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Как уже установлено ранее, сведения об оспариваемой в рамках настоящего дела кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2021 внесены в ЕГРН 20.01.2022 (дата начала применения 01.01.2022).

При этом оспариваемая кадастровая стоимость данного объекта недвижимости содержалась в ЕГРН до 25.12.2023.

С 26.12.2023 в ЕГРН содержится кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 58 274 065 руб. 77 коп., дата начала применения – 01.01.2024.

Таким образом, исходя из предоставленных в материалы дела сведений ЕГРН, архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, равная рыночной стоимости 67 854 000 руб., подлежала применению в период с 01.01.2022 по 31.12.2023.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░. № ░░░-29/2023/000070 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░                  <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 67 854 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░ 2023 ░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2022 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2024 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                         ░. ░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-57/2024 ~ М-4/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселев Сергей Викторович
Ответчики
ГБУ АО «АрхОблКадастр»
Другие
Администрация городского округа "Город Архангельск"
ППК «Роскадастр» филиал по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рогова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud--arh.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация административного искового заявления
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
27.05.2024Производство по делу возобновлено
29.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Производство по делу возобновлено
01.07.2024Судебное заседание
03.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее