Дело № 2а-1060/23
25 RS0010-01-2023-000211-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09 февраля» 2023 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Жила Н.Л. при секретаре Утешевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мизинчикова Антона Витальевича о признании незаконным бездействия должностного лица военного комиссариата г. Находка, выразившегося в невручении повестки о необходимости явки на заседание призывной комиссии Находкинского городского округа и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Мизинчиков А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, из которого следует, что 22.11.2022 административным истцом заказной почтовой корреспонденцией через военный комиссариат г. Находка было направлено заявление в призывную комиссию Находкинского городского округа о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее по тексту – заявление АГС), в котором содержалось ходатайство о восстановлении срока подачи заявления на основании Определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 № 447-О. Данное заявление было получено военным комиссариатом г. Находка 24.11.2022, однако в нарушение ст. ст. 10, 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», и, несмотря на его многочисленные запросы, документ, подтверждающий регистрацию заявления АГС в военном комиссариате г. Находки и передачу его в призывную комиссию, был выслан почтовым отправлением и получен административным истцом только 04.01.2023.
Военный комиссариат г. Находка в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» обязан был заблаговременно оповестить заявителя о дате, времени и месте проведения заседания призывной комиссии, на котором будет рассмотрено заявление АГС. В самом заявлении АГС также была изложена просьба о заблаговременном уведомлении административного истца о дате, времени и месте рассмотрения его заявления на призывной комиссии.
В письмах военного комиссариата № 1/2132 от 25.11.2022 и № 1/2270 (получено 19.12.2022) сообщалось, что его заявление АГС было дважды 25 и 29 ноября 2022 рассмотрено на заседаниях призывной комиссии Находкинского городского округа, но без его участия, а 04.01.2023 вместе с сопроводительным письмом военкомата № 1/2384 от 23.11.2022 была получена «Выписка из книги протоколов призывной комиссии от 29.11.2022».
Вместе с тем, должностное лицо военного комиссариата г. Находка не известило административного истца о времени и месте проведения этих заседаний призывной комиссии, на которых дважды по существу рассматривалось его заявление АГС, т.е. в ноябре 2022 не были вручены повестки о необходимости явки на эти заседания призывной комиссии и на 40 дней затянули выдачу документа, подтверждающего факт получения его заявления АГС.
Таким образом, административный истец считает, что действиями должностного лица военного комиссариата было непосредственно нарушено его право, гарантированное ст. ст. 10 и 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» на его оповещение об участии и участие в заседаниях призывной комиссии Находкинского городского округа 25 и 29 ноября 2022, на которых без его участия рассмотрели его заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, а также поставлено под угрозу реализация его конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В судебном заседании административный истец Мизинчиков А.В. и его представитель по доверенности Мизинчиков В.И. административные исковые требования полностью поддержали. Просили признать незаконным бездействие должностного лица военного комиссариата г. Находка, выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» о вручении административному истцу повесток, оповещающих о необходимости явки на заседания призывной комиссии Находкинского городского округа 25 и 29 ноября 2022 для участия в рассмотрении заявления административного истца о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Представитель административного ответчика – Военного комиссариата г. Находка и Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» по доверенности Вавилова Е.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснила, что 24.11.2022 в военный комиссариат г. Находка поступило заявление Мизинчикова А.В. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (вх. № 9241).
25.11.2022 в адрес Мизинчикова А.В. направлено письмо о невозможности вынести заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой без личной явки в военный комиссариат, прохождения медицинского освидетельствования и уточнения текущего состояния здоровья, а также в связи с истечением сроков подачи заявления. Также разъяснено, что при явке в военный комиссариат будет дана консультация о порядке реализации прав по оформлению документов на альтернативную гражданскую службу.
25.11.2022 призывной комиссией Находкинского городского округа заявление Мизинчикова А.В. о замене военной службы по призыву альтернативной службой не рассматривалось, решение по нему не принималось.
29.11.2022 военным комиссариатом г. Находки было внесено на рассмотрение призывной комиссии Находкинского городского округа заявление призывника Мизинчикова А.В. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой для определения полноты (наличия) представленных документов, соблюдения сроков подачи заявления, дальнейшего порядка его рассмотрения. В ходе рассмотрения заявления призывной комиссией Находкинского городского округа было установлено нарушение срока подачи заявления, а также отсутствие характеристики с места учебы, прилагаемой в обязательном порядке к заявлению. По итогам рассмотрения призывной комиссией Находкинского городского округа было вынесено решение: «в приеме к реализации заявления и документов на альтернативную гражданскую службу отказать в связи с истечением срока их подачи. На медицинское освидетельствование при призыве на военную службу не явился».
В период проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу осенью 2022 года Мизинчиков А.В. в военный комиссариат г. Находка за получением документа, подтверждающего регистрацию заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой (в документе необходима личная подпись гражданина) не пребывал, личный телефон был отключен от сети, при проведении оповещения по домашнему адресу вручить повестку не представилось возможным (дома не оказалось, дверь открывал старший родственник). Свидетельство о подтверждении регистрации заявления выслано почтой на домашний адрес Мизинчикова А.В. 23.12.2022 исх. № 1/2384 без личной подписи заявителя.
В ходе длительной переписки в ноябре – декабре 2022 года Мизинчикову А.В. неоднократно доводилось о необходимости личной явки в военный комиссариат г. Находка для решения поставленных вопросов по существу. Однако Мизинчиков А.В. направлял все заявления (обращения) посредством почтовой связи, при этом полностью избегая личного общения с сотрудниками военного комиссариата г. Находка.
По направленным в ходе переписки повесткам призывник Мизинчиков А.В. в военный комиссариат г. Находка не явился.
28.12.2022 (вх. № 10276 от 29.12.2022) в военный комиссариат г. Находка почтовой корреспонденцией поступило заявление о приобщении характеристики к личному делу призывника Мизинчикова А.В.
Таким образом, Мизинчиков А.В. своими действиями намеренно препятствовал рассмотрению поданного им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В ходе проведения призыва граждан на военную службу в ноябре – декабре 2022 года призывной комиссией Находкинского городского округа заявление Мизинчикова А.В. по изложенным в заявлении доводам не рассматривалось. Проведение призыва на военную службу в ноябре – декабре 2022 года к 31.12.2022 года завершено. Заявление, поданное 24.11.2022 Мизинчиковым А.В. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, оставлено без реализации в связи с допущенными заявителем нарушениями при подаче заявления (пропущен срок подачи заявления, к заявлению не приложена характеристика).
При таких обстоятельствах, по мнению военного комиссариата Приморского края, административное исковое заявление Мизинчикова А.В. не содержит достаточных и законных оснований для его удовлетворения.
Нарушений прав, свобод и законных интересов, а также о возложении каких-либо незаконных обязанностей в отношении Мизинчикова А.В. допущено не было.
Просила в удовлетворении административных исковых требований Мизинчикову А.В. отказать ввиду их необоснованности.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой регулируются Федеральным законом от 25.07.2022 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
В силу ст. 10 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
В соответствии в п. 17 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, военный комиссар представляет на заседание призывной комиссии информацию о количестве зарегистрированных заявлений и предложения о порядке и сроках их рассмотрения.
В судебном заседании установлено, что 22.11.2022 административным истцом Мизинчиковым А.В. через военный комиссариат г. Находка заказной почтовой корреспонденцией было направлено заявление в призывную комиссию Находкинского городского округа о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Указанное заявление призывника Мизинчикова А.В. поступило в военный комиссариат г. Находка 24.11.2022, где было зарегистрировано за № 9241.
25.11.2022 военный комиссаром г. Находка административному истцу было направлено письмо за № 1/2132, в котором сообщалось о невозможности вынесения призывной комиссией Находкинского городского округа заключения о замене Мизинчикову А.В. военной службы по призыву альтернативной гражданской службой без его явки в военный комиссариат г. Находка, без прохождения медицинского освидетельствования и уточнения текущего состояния здоровья, а также в связи с истечением сроков подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Также в данном письме Мизинчикову А.В. было разъяснено, что при явке в военный комиссариат г. Находка ему будет дана консультация о порядке реализации прав по оформлению документов на альтернативную гражданскую службу.
Заявление Мизинчикова А.В. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, как следует из протокола № 1-А от 29.11.2022, было внесено военным комиссаром г. Находка на рассмотрение призывной комиссии Находкинского городского округа 29.11.2022.
По итогам призывной комиссией Находкинского городского округа было принято решение в приеме к реализации заявления Мизинчикова А.В. и документов по призыву на альтернативную гражданскую службу отказать в связи с истечением срока их подачи. На медицинское освидетельствование при призыве на военную службу не явился.
Административным истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия должностного лица военного комиссариата г. Находка, выразившегося в несоблюдении требований Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» о вручении ему повесток, оповещающих о необходимости явки на заседания призывной комиссии Находкинского городского округа 25 и 29 ноября 2022 для участия в рассмотрении заявления административного истца о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Между тем, вопреки утверждению административного истца, судом установлено, что заявление Мизинчикова А.В. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой призывной комиссией Находкинского городского округа 25.11.2022 не рассматривалось и решение по данному заявлению не принималось.
В судебном заседании также установлено, что военным комиссариатом г. Находка 27.11.2022 предпринимались меры по вручению административному истцу по его домашнему адресу повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата 29.11.2022 к 09.00 часам. Однако ее вручение непосредственно административному истцу не представилось возможным ввиду того, что Мизинчикова А.В. дома не оказалось, дверь открывал старший родственник, который получить повестку отказался, в связи с чем, повестка была оставлена в двери. Однако Мизинчиков А.В. для участия в рассмотрении его заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на заседание призывной комиссии Находкинского городского округа 29.11.2022 не явился.
Таким образом, материалами дела бесспорно подтверждается принятие военным комиссариатом г. Находка предусмотренных законом мер по уведомлению административного истца о необходимости явки в военкомат 29.11.2022.
Что касается ссылки административного истца о получении им документа, подтверждающего факт регистрации его заявления АГС в военном комиссариате г. Находка только 04.01.2023, т.е. через 40 дней после его регистрации в военном комиссариате, то данное обстоятельство, как указано в возражениях на иск вызвано тем, что за получением данного документа, в котором необходима личная подпись гражданина, Мизинчиков А.В. в военный комиссариат г. Находка не прибыл, ввиду чего свидетельство о подтверждении регистрации заявления было выслано ему на домашний адрес 23.12.2022 исх. № 1/2384 без личной подписи заявителя.
Оценивая требования административного истца, суд принимает во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также тот факт, что в ходе проведения призыва граждан на военную службу в ноябре – декабре 2022 года призывной комиссией Находкинского городского округа заявление Мизинчикова А.В. по изложенным в заявлении доводам не рассматривалось и было оставлено без реализации в связи с допущенными заявителем нарушениями при подаче заявления (пропущен срок подачи заявления, к заявлению не приложена характеристика).
Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) административных ответчиков могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Между тем, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Согласно положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации прав.
Для удовлетворения требований административного иска недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав.
Формальное удовлетворение требований, без цели их восстановления в данном деле не будет соответствовать целям судебной защиты.
Учитывая, что надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым бездействием административного ответчика прав и законных интересов административным истцом не приведено, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении его требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 – 228 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░.░.