УИД 78RS0011-01-2020-005384-05
Дело № 2а-2949/2021 20 сентября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Юхниной К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербурга к Фигурину ФИО5 о признании информации, размещенной на сайте: https://lavkatabaka.ru запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
В Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга суд поступило административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации, размещенной на сайте: https://lavkatabaka.ru запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что в соответствии с обращением гр. Васильевой Т.И. была проведена проверка информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которой было установлено, что посетителям Интернет-сайтов с URL-адресом: https://lavkatabaka.ru предлагается дистанционным способом приобрести табачную продукцию (сигареты).
Согласно Протоколу № при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.08.2020, главным специалистом-экспертом отдела надзора за продукцией в обороте Управления 17.08.2020, по адресу <адрес> было установлено, что на главной странице интернет-сайта https://lavkatabaka.ru/actions/ содержится предложение приобрести сигареты в интернет-магазине: «Доставим бесплатно сигареты без вируса», «Оплата курьеру при получении», «Быстрая доставка домой или на работу».
В разделе «Доставка» интернет-сайта https://lavkatabaka.ru/delivery/ направлена информация: оформить заказ на доставку товаров Вы можете, позвонив по телефону ...... или на нашем сайте: Доставка осуществляется ежедневно; минимальная сумма заказа для бесплатной доставки от 1000 рублей в зависимости от района; заказы доставляются по указанному вами адресу; точное время доставки согласовывается с менеджером при подтверждении заказа; при отсутствии товара возможна замена на аналогичный по согласованию с оператором.
При переходе по ссылке «Каталог» - «Русские» ihttps://lavkatabaka.ru/?cat=russian) представляется ассортимент табачной продукции (сигарет) с возможностью добавить товар в «корзину».
При выборе табачной продукции (сигарет) «Петр 1 Чёрный», стоимостью 85 руб. предлагается выбрать количество пачек кратное 10, добавить товар в корзину или купить в 1 клик. После добавления товара в корзину появляется предложение оформить заказ — товар «Петр 1 Чёрный» в количестве 10 шт., стоимостью 850 руб.
При выборе «купить в 1 клик» для оформления заказа на интернет-сайте представлены поля для заполнения их покупателем, такие как: «имя», «район», «адрес доставки», «номер телефона», «комментарий к заказу».
На главной странице https://lavkatabaka.ru/ представлен номер телефона ......, иных контактных данных и сведений о хозяйствующем субъекте не выявлено. Установить лицо, осуществляющее деятельность через указанный интернет-сайт не удалось.
Полагая, что информация, размещённая на указанных сайтах, является информацией, противоречащей действующему законодательству о продаже табачной продукции, административный истец просил признать информацию, размещенную на сайте: https://lavkatabaka.ru/ информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, а также обязать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу включить указанный сайт в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе рассмотрения дела в качестве административного ответчика судом был привлечен администратор доменного имени Фигурин ФИО6, Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу было привлечено в качестве заинтересованного лица.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляло, ранее представило письменный отзыв, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года №322. Федеральная служба по надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Санкт-Петербурга таким органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
В соответствии с пунктом 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 года №751, Управление имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу частей 1-3, пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – Единый реестр).
В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу была проведена проверка в соответствии с обращением гр. Васильевой Т.И. была проведена проверка сайтов, расположенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которой было установлено, что посетителям Интернет-сайта с URL-адресами: https://lavkatabaka.ru предлагается дистанционным способом приобрести табачную продукцию (сигареты).
В ходе данной проверки был проведен осмотр Интернет-сайтов https://lavkatabaka.ru, https://lavkatabaka.ru/actions/ установлено, что на них содержатся предложение приобрести сигареты в Интернет-магазине, т.е. приобрести ю дистанционным способом широкий ассортимент табачной продукции.
Доступ на сайты не ограничен, регистрация пользователей для доступа не требуется.
Протоколом осмотра вышеуказанного сайта, составленного главным специалистом-экспертом отдела по надзору за продукцией в обороте Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу от 17.08.2020 г. №78-00-08/35159ж-2020, зафиксированы вышеуказанные обстоятельства, к акту приложены скриншоты страниц, из которых также следует, что административному истцу в ходе проверки не удалось установить информацию о владельце сайта в сети «Интернет», провайдере хостинга, операторе связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Тот факт, что курение, то есть употребление табака и табачных изделий, вредно для здоровья, является общеизвестным фактом и не нуждается в доказывании.
В связи с этим с целью обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан законодатель установил определенные ограничения и запреты при осуществлении деятельности по продаже табачной продукции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.02.2013 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Пунктом 1 ст. 2 данного Федерального закона предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 24.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи, под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к спорному электронному адресу сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, следует ограничить.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований и необходимости признания информации, размещенной вышеназванной интернет-странице, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что администратором доменных имен является Фигурин Алексей Валерьевич, который был привлечен в качестве ответчика, сведений об ином владельце торговой площадки суд не располагает Фигуриным А.В. не представлено.
Данное решение суда является основанием для включения спорной электронной страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: https://lavkatabaka.ru ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ https://lavkatabaka.ru ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
......