Дело № 2а-681/2020
24RS0016-01-2020-000205-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2020 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Марткачаковой Т.В.,
при секретаре Первушиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нечаевой Евгении Дмитриевны к Администрации ЗАТО г. Железногорск, Отделу по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на проведение сделки купли – продажи,
УСТАНОВИЛ:
Нечаева Е.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации ЗАТО г. Железногорск, в котором просила признать незаконным и отменить отказ Главы ЗАТО г. Железногорск от 12.11.2019 № 1826-ОП в выдаче разрешения на совершение сделки купли-продажи двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой несовершеннолетним ФИО1 принадлежит по № вправе собственности (каждому), при условии одновременной покупки 4-х- комнатного дома, находящегося по адресу: <адрес> при определении долей в праве собственности на дом: ФИО2- № ФИО3- №, ФИО4- № доля, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - № доля, ФИО6- № доли и Нечаевой Евгении Дмитриевне - № доли. Истец просит обязать административного ответчика вынести новое решение, которым разрешить совершение данной сделки.
В обоснование заявленных требований указала, что 09.10.2019 она обратилась в администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с заявлением, в котором просила дать разрешение на совершение вышеуказанной сделки. Квартира, об отчуждении доли в которой она просит разрешение, была приобретена на основании договора купли-продажи от 26.09.2012, собственниками являются она и её несовершеннолетние дети, площадь квартиры составляет № кв.м. В настоящее время у истца возникла необходимость продать данную квартиру, в связи со сменой места жительства. В заявлении, поданном в администрацию, указав, что при условии одновременного покупки четырёхкомнатного дома по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., обязуется обеспечить право постоянного проживания несовершеннолетних ФИО9., ФИО10 ФИО11., ФИО12 по адресу: <адрес>. Полагая, что в результате предлагаемых сделок, произойдёт улучшение условий проживания детей, имущество несовершеннолетних не уменьшится. Административный ответчик на заявление ответил отказом, который мотивирован тем, что отец несовершеннолетних ФИО13., ФИО14., ФИО15 – Васильев А.В. выразил несогласие с данной сделкой и считает ее не соответствующей интересам детей.
В судебном заседании представитель административного истца Худоногова Ю.Ю, заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика администрации ЗАТО г. Железногорск Павелко О.В., Вершинина Г.И., действующие на основании доверенности в судебном заседании в удовлетворении требований просили отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) установлено, что за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 ст.37 ГК РФ.
В силу п.3 ст.60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст.37 ГК РФ).
Согласно п.2 ст.37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст. 21Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Из ч.1 ст. 20. Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» следует, что недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением: принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога; отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного; отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного; отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного; отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.
Приведенные правовые нормы направлены на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних при отчуждении принадлежащего им имущества.
Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 №13-П, из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 ГК Российской Федерации не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями статей Статья 2" 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации и как показывает судебная практика, решения органов опеки и попечительства – в случаях их обжалования в судебном порядке – подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.
Согласие на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетним детям, в соответствии со статьями 28, 37 ГК РФ должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав несовершеннолетнего и только реальное соблюдение этих прав ребенка является критерием оценки законности такой сделки.
Из положений ч.3 ст. 21. Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» следует, что предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован.
При реализации полномочий по выдаче разрешения на совершение сделки органам опеки необходимо установить, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры. Главным критерием является то, чтобы условия сделки каким бы то ни было образом, не умаляли имущественные права и не ущемляли законные интересы несовершеннолетнего.
В судебном заседании установлено, что родителями несовершеннолетних ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются административный истец Нечаева Е.Д. и заинтересованное лицо Васильев А.В., что подтверждается свидетельствами о рождении II-БА № от 28.04.2010, II-БА № от 01.10.2012, III-БА № от 01.06.2016.
Нечаевой Е.Д., ФИО19., ФИО20., ФИО21. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью № кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.09.2018.
Регистрация данного права произведена на основании договора купли-продажи от 26.09.2012, из содержания которого следует, что стоимость квартиры составляет 1 620 000 рублей.
Судом установлено, что 09.10.2019 Нечаева Е.Д. обратилась к главе администрации ЗАТО г. Железногорск с заявлением на дачу разрешения по совершению сделки купли-продажи двухкомнатной квартиры, общей площадью 37,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Нечаевой Е.Д., ФИО22., ФИО23., ФИО24., с условием приобретения четырёхкомнатного дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м.
Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом споре случаи, предусмотренные пунктами 1 - 4 ч. 1 ст. 20 Закона «Об опеке и попечительстве» о запрете отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, отсутствуют.
В результате рассматриваемых сделок несовершеннолетние ФИО25, ФИО28., ФИО29., являются собственниками 56/1000 доли каждая в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м. станут собственниками 1/10 доли в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, общей площадью № кв.м. по месту своей регистрации и постоянного проживания, в результате сделок улучшаются жилищные условия несовершеннолетней.
Очевидно, что 4-комнатный жилой дом площадью большей, чем предполагаемая к продаже квартира, расположенный на земельном участке площадью № кв.м., с развитой социальной инфраструктурой, имеет большую ценность и жилищную привлекательность, чем однокомнатная квартира в многоквартирном жилом доме расположенная по адресу: <адрес>
Доказательств того, что действия административного истца, как законного представителя несовершеннолетних по отчуждению долей жилого помещения находятся в противоречии с интересами самих несовершеннолетних, в материалы дела не представлено.
То обстоятельство, что при совершении сделки в отношении имущества несовершеннолетних должно быть согласие на совершение сделки не только матери, но и отца, само по себе не является основанием для отказа в выдаче уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа предварительного разрешения на заключение договора в отношении имущества несовершеннолетней.
Следовательно, суд считает установленным, что в результате увеличения площади жилого помещения, приобретенного вместе с земельным участком, достигнуто физическое увеличение стоимости имущества несовершеннолетним детям, которым в жилом доме будет выделено в собственность по 1/10 доли каждому, что бесспорно указывает на совершение сделки их законным представителем исключительно к выгоде своих несовершеннолетних детей и играет первостепенную роль в разрешении настоящего спора. Оснований усомнится в добросовестности административных истцов по отношению к своим несовершеннолетним детям в части обеспечения их собственности на объект недвижимости судом не имеется.
В связи с указанным, суд приходит к выводу о том, что в результате совершенной сделки по купле жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., имеет место факт улучшения жилищных условий семьи административных истцов, что полностью согласуется с законодательством.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа представленных сторонами доказательств, применительно к требованиям Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования о признании незаконным решения Главы ЗАТО г. Железногорск от 12.11.2019г. №П об отказе на совершение сделки купли-продажи жилого помещения и возложении обязанности выдать такое согласие, являются обоснованными, не нарушают права и интересы несовершеннолетних детей, и более того, полностью соответствуют интересам несовершеннолетних на улучшение их жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь гл. 15 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ t.░░░░░░░░░░░░ ░░ 12.11.2019░. N2 1826-0░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░ 2░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░30 ░░░░░░░░░░░ ░░ № ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4-░- ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░: ░░░31- № ░░░░, ░░░32- № ░░░░, ░░░33- № ░░░░, ░░░34, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, - № ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░- № ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - № ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░ 2-░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░35, ░░░36 ░ ░░░37 ░░░░░░░░░░░ ░░ № ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4-░- ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ : ░░░41- № ░░░░, ░░░38- № ░░░░, ░░░39- № ░░░░, ░░░40, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, - № ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░- № ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - № ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.