Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1245/2023 ~ М-1109/2023 от 09.08.2023

Дело № 2а-1245/2023

11RS0009-01-2023-001310-88

Решение

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

при секретаре судебного заседания Гофман Я.Н.,

с участием представителя ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Стародубца Е.В.,

рассмотрев 31 октября 2023 года в г. Емве в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гальскиса С. П. к ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении и взыскании компенсации за нарушение условия содержания в исправительном учреждении,

установил:

Гальскис С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-51 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование своих требований административный истец указал, что отбывал наказание в ИК-51 с <ДД.ММ.ГГГГ>. В исправительном учреждении нарушались его права, а именно отсутствовало холодное и горячее водоснабжение, неудовлетворительное состояние санитарных узлов и жилых секций общежитий отрядов.

Определением суда от 29.09.2023 в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.

Гальскис С.П. в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административных ответчиков Стародубец Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, просил отказать в удовлетворении административного иска, полагая пропущенным без уважительных причин срок, установленный частью 5 статьи 219 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ), что привело к невозможности представить доказательства соблюдения требований закона в период содержания Гальскиса С.П. в ИК-51. По мнению представителя административных ответчиков, условия отбывания наказания административным истцом не были бесчеловечными. В письменном отзыве КП-51 указало, что водоснабжение на территории колонии осуществлялось с использованием артезианской скважины. Горячее водоснабжение отрядов осуществлялось с помощью электрических водонагревателей, а также с использованием других электрических приборов электроплит, кипятильников, доступ к которым не был ограничен. В банно-прачечном комбинате гигиенические процедуры выполнялись согласно действовавшим на тот момент правилам внутреннего распорядка, не реже одного раза в неделю. Использование надворных туалетов не противоречило законодательству.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Заслушав объяснения Стародубца Е.В., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

На основании пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В постановлении Пленума № 47 разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Гальскис С.П. в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы, по настоящему делу оснований для отказа в удовлетворении административного иска только в силу пропуска срока обращения в суд не имеется.

В силу положений статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 4).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на охрану здоровья, на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.

Разрешая административное исковое заявление по существу, суд исходит из следующего.

Гальскис С.П. отбывал уголовное наказание в ИК-51 (в настоящее время именованное ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми) с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, после чего освобожден в порядке замены более мягким видом наказания.

Административным ответчиком КП-51 отсутствие горячего водоснабжения в общежитиях отрядов объяснялось тем, что здания построены и введены в эксплуатацию в прошлом столетии в соответствии с нормативными внутриведомственными строительными документами того времени, согласно которым горячее водоснабжение предусматривалось только в банно-прачечных комбинатах, душевых ШИЗО, ПКТ, СУОН и столовых учреждений. В банно-прачечном комбинате ИК-51 горячее водоснабжение имелось.

В ИК-51 были предусмотрены помещения для приготовления пищи, в которых имелись электроплиты, электрокипятильники и чайники, осужденные имели свободный доступ, в том числе с целью подогрева воды для бытовых нужд. Иметь при себе водонагревательные приборы также не запрещалось.

Как указал представитель административных ответчиков электроплиты, электрокипятильники и чайники не ставились и не ставятся на инвентарный и бухгалтерский учет ввиду невысокой стоимости и частого обновления.

На территории исправительного учреждения ИК-51, функционировал банно-прачечный комбинат, в котором осуществлялась помывка осужденных, с еженедельной сменой нательного и постельного белья, а также осуществлялась стирка и обработка вещей осужденных согласно правилам внутреннего распорядка ИУ и распорядка дня.

Указанными правами административный истец пользовался в полном объеме на протяжении всего срока пребывания в ИК-51, каких-либо доказательств, подтверждающих факт ограничения Гальскиса С.П. во времени при помывке в банном комплексе (душе), в материалах дела не имеется.

Действующим в настоящее время Сводом Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, (пункты 19.2.1 и 19.2.5) предусмотрено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Требования о подводе горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены и ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

В спорный период помещения отрядов ИК-51 не были оборудованы инженерными системами горячего водоснабжения, в связи с чем администрацией учреждения ежедневное обеспечение осужденных горячей водой осуществлялось иными способами, указанными выше. Кроме того, КП-51 представило инвентарные карточки трех электрических водонагревателей, поставленных на учет в 2010 и 2012 годах.

Административными ответчиками представлены доказательства наличия системы холодного водоснабжения на территории ИК-51, в связи с чем доводы Гальскиса С.П. в этой части являются несостоятельными.

С жалобами к администрации учреждения, в прокуратуру на обстоятельства ненадлежащего обеспечения горячей водой, административный истец не обращался, иного материалы дела не содержат.

Оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам не имеется, поскольку Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий.

Сам по себе факт отсутствия централизованного горячего водоснабжения непосредственно в помещениях отрядов в период содержания Гальскиса С.П. в ИК-51 в отсутствии жалоб на данные обстоятельства, а также доказанности факта выдачи горячей воды по требованию без ограничений, не является безусловным основанием для вывода о причинении административному истцу физических и нравственных страданий в более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы, и не может свидетельствовать о бесчеловечном обращении.

Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», о том, что суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.

Суд также не усматривает оснований для признания в качестве нарушающих права административного истца его доводы о ненадлежащем состоянии надворных туалетов исходя из следующего.

Согласно пункту 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, в жилых зданиях предусмотрены хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.

В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными.

В I, II, III климатических районах, за исключением ШБ подрайона, в 1 и 2-этажных зданиях допускаются теплые неканализованные уборные (люфт-клозеты и так далее) в пределах отапливаемой части здания.

Согласно пункту 4.1.1 СП 2.1.2.2844-11 здания общежитий должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общежитий, в том числе: помещения медицинского назначения, помещения кухни, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, постирочные, помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, туалеты.

При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в зданиях общежитий необходимо обеспечить бесперебойную подачу холодной воды в помещения медицинского назначения, кухни, умывальные, душевые, постирочную, туалеты и предусмотреть устройство систем подогрева воды.

В неканализованных сельских районах здания общежитий оборудуют внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов или туалетов типа - люфтклозетов.

То обстоятельство, что здания общежитий отрядов не были оснащены туалетом и осужденные пользовались туалетами с выгребной ямой, расположенными в отдельном здании, не свидетельствует о несоблюдении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении и нарушении в связи с этим личных неимущественных прав административного истца. На балансе ИК-51 имелся ассенизаторский автомобиль.

Доводы административного истца об общем неудовлетворительном состоянии зданий общежитий и санитарных узлов проверить объективно не представляется возможным, так как с момента убытия административного истца из ИК-51 прошло более 7 лет, при этом отсутствует указание в иске об обращениях административного истца к руководству учреждения, прокуратуру и иные органы в период его содержания в учреждении относительно оспариваемых условий содержания.

Суд также отмечает, что обращение в суд с иском по истечении значительного промежутка времени после событий, которые, по мнению административного истца, имели место и приводили к нарушению его прав, свидетельствует о злоупотреблении административным истцом своими процессуальными правами, поскольку административные ответчики лишены объективной возможности представить суду доказательства в обоснование своих возражений.

Административный истец, действуя в пределах собственного усмотрения (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 9 ГК РФ), и предъявляя требования о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении за пределами сроков хранения необходимой документации, по существу самостоятельно отказался в течение длительного периода времени от реализации своего процессуального права на судебную защиту.

Учитывая, что судом не было установлено существенных нарушений условий содержания административного истца в ИК-51, которые бы свидетельствовали о бесчеловечном к нему отношении, суд не находит оснований для признания незаконным действий (бездействия) административных ответчиков и взыскания денежной компенсации.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░-51 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1245/2023 ~ М-1109/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гальскис Станислав Пятрас
Ответчики
ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Степанов Илья Александрович
Дело на сайте суда
knsud--komi.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация административного искового заявления
09.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2023Судебное заседание
30.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Дело оформлено
22.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее