Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-99/2024 (2а-1476/2023;) ~ М-1423/2023 от 13.11.2023

Дело № 2а-99/2024

УИД 11RS0009-01-2023-001772-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи    Черниковой О.В.,

при секретаре судебного заседания    Бунтушак А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 11 января 2024 года административное дело по иску прокурора Княжпогостского района к администарции сельского поселения «Серегово» об обязании обуровать контейнерные плошадки для сбора твердых коммунальных отходов,

установил:

Прокурор Княжпогостского района, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Серегово» об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в соответствии с требованиями п. 7.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов: напротив дома № 4 в м. Усолье с. Серегово; возле дома № 51 по ул. Центральная п. Ляли; в д. Часадор с. Серегово; в д. Политовка с. Серегово, мотивируя тем, что указанные контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов размещаются на земле и не имеют ограждения с трех сторон, изготовленного из однородного или смешанного материала.

Ссылаясь на пункт 4 статьи 15, пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принцах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 13 Федерального закона от 24.06.1990 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», прокурор считает, что на администрации сельского поселения «Серегово» лежит обязанность по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов. Непринятие мер по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, подрывают государственную политику в названной сфере правоотношений и авторитет органов местного самоуправления.

В судебном заседании 14 декабря 2023 года помощник прокурора Княжпогостского района Республики Коми Куприянова О.В. исковые требовании уточнила, просила установить срок исполнения решения суда до 01 июля 2024 года.

В судебном заседании 14 декабря 2023 года протокольным определением суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Представитель прокурора Княжпогостского района Куприянова О.В. в судебном заседании требования поддержала.

Административный ответчик – администрация сельского поселения «Серегово», надлежаще извещенная, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание. Глава сельского поселения «Серегово» Лютоева Т.В. ходатайствовала об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением на листке нетрудоспособности до 12 января 2024 года, при этом документы, подтверждающие наличие уважительной причины неявки, а также возражения относительно иска не представлены.

Суд с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, и того, что отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела, оставил ходатайство об отложении судебного заседания без удовлетворения, поскольку явка административного ответчика судом не признана обязательной, и того, что главу администрации в период их отсутствия замещает соответственно специалист администрации (пункт 4 статьи 34 Устава муниципального образования сельского поселения «Серегово»), и определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика при имеющихся в деле доказательствах.

Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Требованиями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО в сельских поселениях является вопросом местного значения муниципальных районов и решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (пункт 18 части 1, часть 4 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Такие полномочия могут быть закреплены за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельских поселений (пункт 18 части 1, часть 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (часть 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, в частности создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункты 1, 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).

Решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 18.12.2019 № 60 «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав МО МР «Княжпогостский» отдельных полномочий МО МР «Княжпогостский»», администрации сельского поселения «Серегово» переданы полномочия, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

17 марта 2023 года между администрацией муниципального района «Княжпогостский» и администрацией сельского поселения «Серегово» заключено соглашение № 56, по которому сельскому поселению переданы полномочия и предоставлены межбюджетные трансферты, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО), за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО отнесены к полномочиям органов местного самоуправления (пункты 1 - 4 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 1, 3, 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Судом установлено, что постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 02.10.2023 № 383 «Об утверждении реестра и схем мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельских поселений муниципального района «Княжпогостский» на территории сельского поселения «Серегово» утверждены места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, напротив дома № 4 в м. Усолье (для домов № №1-20 м. Усолье с. Серегово), возле дома № 51 по ул. Центральная п. Ляли (для домов №№ 46,49,50,53,55,74,77,93,94 ул. Центральная), в д. Часадор (для домов №№ 1-11), в д. Политовка (для домов №№ 10-11), собственником мест накопления ТКО указана администрация сельского поселения «Серегово».

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Законом Республики Коми «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми», постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, согласно пункту 7.3 которым обустройство контейнерной площадки включает в себя:

а) твердое водонепроницаемое бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части, удобным для отведения талых и сточных вод, выкатывания контейнеров к мусоровозу и обеспечения подъезда к контейнерам маломобильных групп населения;

б) ограждение с трех сторон, изготовленное из однородного (профнастил, сетка и другого) или смешанного материала (профнастил/сетка), обеспечивающее предупреждение рассеивания отходов за пределы контейнерной площадки.

Контейнерная площадка может быть ограничена бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и иметь крышу для защиты контейнеров от атмосферных осадков и птиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В ходе прокурорской проверки в период с 04 сентября 2023 года по 15 сентября 2023 года выявлено, что контейнерные площадки, расположенные в м. Усолье с. Серегово, п. Ляли возле дома № 51 по ул. Центральная, д. Часадор, д. Политовка, размещаются на земле и не имеют ограждения с трех сторон, о чем составлен соответствующий акт.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что полномочия по организации деятельности по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории сельского поселения «Серегово» переданы данному сельскому поселению, администрация сельского поселения «Серегово» не исполняет надлежащим образом свою обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, что приводит к нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, иск к администрации сельского поселения «Серегово» заявлен на законных основаниях, подлежит удовлетворению.

Прокурор и ответчик - администрация сельского поселения «Серегово», являясь органом местного самоуправления, в силу пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 218, 227.1, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 7.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15.06.2017 № 302, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

- ░░░░░░░░ ░░░░ № 4 ░ ░. ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░;

- ░░░░░ ░░░░ № 51 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░;

- ░.░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ 62038/09,45//░.░., 50072/79,36//░.░.);

- ░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ 62038/09,45//░.░.,50071/26,72//░.░.).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-99/2024 (2а-1476/2023;) ~ М-1423/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Княжпогостского района Республики Коми
Ответчики
Администрация сельского поселения "Серёгово"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Черникова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
knsud--komi.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
14.12.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
11.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Дело оформлено
29.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее