УИД 11RS0001-01-2023-013562-34
Дело № 2а-10863/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Котова Р.В.,
при секретаре Мокиевой А.О.,
с участием административного истца Дзгоева С.Т., заинтересованного лица Смотровой А.И.,
рассмотрев 07 декабря 2023 года посредством видеоконференц-связи в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Дзгоева Станислава Таймуразовича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия) незаконными,
установил:
Дзгоев С.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия), выраженных в наложении запрета на переписку незаконными.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец в период времени с ** ** ** по настоящее время содержится под стражей ввиду избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. С ** ** ** находится в тесных отношениях со Смотровой А.И., которая также содержится под стражей в СИЗО-1. Однако переписка Смотровой А.И. с Дзгоевым С.Т. запрещена при отсутствии для этого предусмотренных законом оснований. Вышеизложенное нарушает его права и законные интересы. В связи с указанными обстоятельствами, административный истец просит признать действий (бездействия), выраженные в наложении запрета на переписку незаконными.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, в качестве заинтересованного лица Смотрова Анастасия Игоревна.
В судебном заседании административный истец Дзгоев С.Т. на удовлетворении требований, изложенных в иске, настаивал. Указал, что в официальном браке со Смотровой А.И. не состоит, поскольку не успели зарегистрировать брак. Его письма, адресованные и направленные в адрес Смотровой А.И., возвращаются обратно с указанием на то, что у последней отсутствует разрешение на переписку с ним.
Заинтересованное лицо Смотрова А.И. в судебном заседании требования административного истца поддержала. Пояснила, что изначально они с Дзгоевым С.Т. вели переписку, однако в последующем данная переписка ей была запрещена по непонятным причинам, написанные ему письма ей стали возвращать, хотя подельника по уголовному делу они не являются.
Административные ответчики ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом дело рассмотрено при имеющейся явке сторон, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Заслушав административного истца и заинтересованное лицо, изучив материалы административного дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В силу статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Из содержания статьи 6 Федерального закона № 103-ФЗ следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (статья 8 Федерального закона № 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании статьи 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право: вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями.
Согласно статьи 20 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых. Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело. Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело. Переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе – право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Проверяя доводы административного истца, указанные в административном иске, суд приходит к следующему.
Установлено, что административный истец содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с ** ** ** по настоящее время с периодическим направлением для прохождения лечения в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.
При этом какого-либо запрета (в том числе в письменной форме) административному истцу на осуществление переписки со Смотровой А.И., содержащейся под стражей в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, со стороны административных ответчиков не устанавливалось, что не оспаривалось самим
Дзгоевым С.Т. в исковом заявлении, а также в ходе судебного заседания.
В ** ** ** Смотровой А.И., являющейся подсудимой по уголовному делу, на имя судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми подано письменное ходатайство с просьбой разрешить переписку с другом Дзгоевым С.Т., содержащимся в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, в удовлетворении которого отказано с указанием на отсутствие оснований для разрешения переписки с лицами, являющимися осужденными и не являющимися близкими родственниками.
Согласно ответу судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми Трофимовой В.С. следует, что в производстве находится уголовное дело в отношении Смотровой А.И., обвиняемой в совершении преступлений, в том числе по п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, при этом последняя содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с ** ** ** по настоящее время. В период содержания под стражей Смотрова А.И. обращалась в адрес суда с заявлением о разрешении на переписку с Дзгоевым С.Т., содержащимся в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми. В переписке между Смотровой А.И. и Дзгоевым С.Т. судом было отказано ввиду того, что заявление подано в нарушение ст. 20 Федерального закона № 103-ФЗ, а именно – не представлены сведения о степени родства или об отсутствии такового, о статусе
Дзгоева С.Т. (подозреваемый, обвиняемый или осужденный), а также сведения о том, имеет ли Смотрова А.И. отношение к уголовному делу Дзгоева С.Т.
Вместе с тем, каких-либо мер, направленных на повторное обращение
Смотровой А.И. о разрешении ей переписки с Дзгоевым С.Т. как лицом, содержащимся в учреждениях, исполняющих наказания, к судье, в производстве которой находится уголовное дело, по которому она является подсудимой, не принималось, доказательств обратного суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенного правового регулирования оснований полагать, что действиями (бездействием) административных ответчиков, в том числе при возвращении административному истцу писем, направленных в адрес Смотровой А.И., были нарушены вышеуказанные требования законодательства в указанной сфере, а также права и законные интересы Дзгоева С.Т., не имеется.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решений, действий (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решений, действий (бездействия) незаконным.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке, установленном частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом не представлено.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Дзгоева С.Т., поскольку нарушений действующего законодательства и прав административного истца со стороны административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по настоящему делу не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.12.2023.