Дело № 3а-37/2024
УИД 68OS0000-01-2023-000211-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года город Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сталь Т.Е.,
при секретаре Насоновой Я.Б.,
с участием представителя административного истца по доверенности Марнова А.П., представителя административного ответчика Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – ТОГБУ «ЦОКСОН») по доверенности Жидковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Строительное Управление Московского военного округа» к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Комитету по управлению муниципальным имуществом города Тамбова о признании незаконным уведомления ТОГБУ «ЦОКСОН» № *** от 19 сентября 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
27 декабря 2023 года В Тамбовский областной суд поступило административное исковое заявление ОАО «СУ МВО» о признании незаконным решения ТОГБУ «ЦОКСОН» №*** от 19 сентября 2023 года и об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости начиная с 1 января 2023 года.
Для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости административный истец 11 сентября 2023 года обратился в ТОГБУ «ЦОКСОН», указывая о том, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает определённую в отчёте об оценке рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика налога на имущество, исчисляемого в зависимости от кадастровой стоимости.
Уведомлением ТОГБУ «ЦОКСОН» *** от 19 сентября 2023 года данное заявление было возвращено без рассмотрения, на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ).
В административном исковом заявлении административный истец просит признать оспариваемое решение ТОГБУ «ЦОКСОН» незаконными и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере, определенном независимым оценщиком по состоянию начиная с 1 января 2023 года.
Определением судьи Тамбовского областного суда от 29 декабря 2023 года ОАО «СУ МВО» отказано в принятии к производству суда вышеуказанного административного искового заявления, со ссылкой на статью 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ и пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 года определение в части отказа в принятии административного искового заявления о признании незаконным решения решение ТОГБУ «ЦОКСОН» *** от 19 сентября 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отменено и направлено в суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда.
25 апреля 2024 года административное исковое заявление принято к производству Тамбовского областного суда.
ТОГБУ «ЦОКСОН» в своих письменных возражениях указывает, что оспариваемое уведомление вынесено законно и обоснованно. Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости было возвращено без рассмотрения, поскольку подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ТОГБУ «ЦОКСОН» в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представили.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Из материалов дела следует, что ОАО «СУ МВО» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под объект недвижимости, площадью 63 000+/-88 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, ***, в/г***.
Земельный участок административного истца вошел в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых по состоянию на 01 января 2022 г. была утверждена приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 октября 2022 года № 620 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Тамбовской области». Кадастровая стоимость земельного участка административного истца согласно указанному выше нормативно правовому акту по состоянию на 01 января 2022 г. составила – 111 989 430 руб.
В отчете об оценке объекта оценки *** от ***, составленный специалистами ООО «НОК «ОСНОВА», рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена в размере 31 626 000 руб. по состоянию на ***.
Исходя из материалов дела, административным истцом оспаривается кадастровая стоимость земельного участка, которая действовала в период с 1 января 2022 года до 31 декабря 2024 года.
Соблюдая порядок, предусмотренный ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, 11 сентября 2023 года административный истец обратился в ТОГБУ «ЦОКСОН» с заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной в размере.
Уведомлением ТОГБУ «ЦОКСОН» № *** от 14 января 2022 года данное заявление было возвращено без рассмотрения, на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 22.1 Федеральный закон № 237-ФЗ, в связи с тем, что заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Административный истец полагает названное уведомление решением бюджетного учреждения, которым нарушаются его права на установление кадастровой стоимости равной рыночной.
На территории Российской Федерации отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки, регулируются Федеральным законом от *** №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту определения - Федеральный закон № 237-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту определения – Федеральный закон №269-ФЗ) до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N237-ФЗ, в том числе с учётом следующих особенностей: в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 2 декабря 2020 года №976 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ - 1 января 2021 года.
Пунктом 19 статьи 5 Федерального закона №269-ФЗ, Федеральный закон №237-ФЗ дополнен статьёй 22.1 определяющей иной порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
Так, частью 1 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ (в редакции Федерального закона №269-ФЗ) установлено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ, положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтённых в Едином государственном реестре недвижимости в субъекте Российской Федерации применяются с даты, указанной в решении, положения статьи 22 Федерального закона №237-ФЗ не применяются и рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Из анализа приведённых выше правовых норм следует, что с 1 января 2021 года на территории Тамбовской области изменён порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
Соответственно, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (в отношении всех объектов недвижимости, учтённых в Едином государственном реестре недвижимости), должно быть подано по правилам статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ (в редакции Федерального закона №269-ФЗ) в бюджетное учреждение или многофункциональный центр.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 декабря 2016 года №1543 создано Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту определения - ТОГБУ «ЦОКСОН»), основной целью деятельности которого является определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
На основании части 8 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в том числе, в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Административный истец только 11 сентября 2023 года обратился в ТОГБУ «ЦОКСОН» с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения действующей кадастровой стоимости (1 января 2022 года), то есть по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости объектов недвижимости.
Исследовав материалы дела, в том числе документы, представленные ТОГБУ «ЦОКСОН», суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение в форме уведомления вынесено уполномоченным бюджетным учреждением, с соблюдением требований закона, устанавливающих порядок и срок его принятия.
Также суд приходит к выводу о том, что, поскольку административный истец обратился в ТОГБУ «ЦОКСОН с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной за пределами шести месяцев с даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка, у административного ответчика имелось предусмотренное пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ основание для возвращения заявления без рассмотрения.
Заявление административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной и приложенные к нему документы были возвращены уведомлением ТОГБУ «ЦОКСОН», форма и содержание которого соответствуют требованиям Приказа Росреестра от 06 августа 2020 года № П/0287 «Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме».
Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований ОАО «СУ МВО» о признании незаконным уведомления ТОГБУ «ЦОКСОН» № *** от 19 сентября 2023 года не имеется.
На основании изложенного,
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░» № *** ░░ 19 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░