Дело № 2а-1028/2024
59RS0029-01-2024-001274-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании Муниципального образования Нытвенский городской округ в лице Администрации Нытвенского городского округа к судебному приставу–исполнителю Главного межрегионального (специализированного) управления службы судебных приставов (СОСП) по Пермскому краю Ждановой Веронике Сергеевне, ГУ ФССП России по Пермскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Муниципальное образование Нытвенский городской округ в лице Администрации Нытвенского городского округа обратилось с иском к судебному приставу – исполнителю Главного межрегионального (специализированного) управления службы судебных приставов (СОСП) по Пермскому краю Ждановой В.С., ГУ ФССП России по Пермскому краю, просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением от 25.06.2024 по ИП №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Административный ответчик - судебный пристав–исполнитель Главного межрегионального (специализированного) управления службы судебных приставов (СРСП) по Пермскому краю Жданова В.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, возражений не представлено.
Представитель соответчика ГУФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Прокурор Нытвенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Суд, изучив материалы дела, обозрев гражданское дело № 2391/2021, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Частью 11 статьи 30 ФЗ N 229-ФЗ предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Из положений части 12 статьи 30 ФЗ N 229-ФЗ следует, что со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения составляет пять дней.
К числу совершаемых судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 112 ФЗ N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В силу части 3 статьи 112 ФЗ N 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Частями 6 и 7 статьи 112 ФЗ N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Из изложенного следует, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Соответственно, основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является представление доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а также принятие должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Законом Пермского края от 25.04.2019 N 386-ПК "Об образовании нового муниципального образования Нытвенский городской округ" установлены правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности образования нового муниципального образования Нытвенский городской округ.
В соответствии с ч.1 ст.3 указанного Закона, органы местного самоуправления Нытвенского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Нытвенского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления, в том числе Нытвенского городского поселения, определенного в соответствии с частью 4 настоящей статьи, указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования (ч.5 ст.4 Закона).
В соответствии с решением Думы Нытвенского городского округа от 20.09.2019 №10 «О вопросах правопреемства», администрация Нытвенского городского округа Пермского края является правопреемником администрации Нытвенского городского поселения в отношениях с органами государственной власти РФ, Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (п.2).
Из материалов дела следует, что определением от 15.04.2021 по гражданскому делу 2-391/2021 по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности привести автомобильную дорогу - проулок от ул. Комсомольская до ул. Полевая от домовладений по ул. Дарвина № 7, 7а, 9, 9а по направлению к ул. С.Разина г. Нытва в нормативное состояние приняты обеспечительные меры в виде возложения на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанности принять меры, направленные на обеспечение стока ливнево-паводковых вод (отвода ливневых вод) с поверхности автомобильной дороги – проулка от ул. Комсомольская до ул. Полевая от домовладений по ул. Дарвина № 7, 7а, 9, 9а по направлению к ул. С.Разина г. Нытва на всем ее протяжении до момента организации водоотводных канав (кюветов).
Решением Нытвенского районного суда от 31.05.2021 по делу № 2-391/2021 постановлено:
Обязать Муниципальное образование «Нытвенское городской округ» привести автомобильную дорогу - проулок от ул. Комсомольская до ул. Полевая от домовладений по ул. Дарвина № 7, 7а, 9, 9а по направлению к ул. С.Разина г. Нытва на всем ее протяжении в соответствие с требованиями Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266, организовав водоотводные канавы (кюветы) в срок до 01.09.2021 года.
Решение вступило в законную силу 28.07.2021.
19.04.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Нытвенскому и Оханскому районам Тетериной Е.Я. на основании возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – МО Нытвенский городской округ по обеспечительным мерам и установлен срок для исполнения - 5 (пять) дней со дня получения постановления.
18.04.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Пермскому краю Барминой Н.А. принято к производству исполнительное производство от 19.04.2021 № №ИП в отношении должника – администрации Нытвенского городского поселения. Постановление поступило в администрацию НГО 27.04.2024.
25.06.2024 ведущим судебным приставом-исполнителем Ждановой В.С. в рамках ИП №-ИП вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству в связи с неисполнением решения суда в установленный для добровольного исполнения срок в сумме 50 000 руб. (л.д. 8).
20.09.2021 в суд из администрации НГО поступали сведения о том, что с установленный решением суда срок не представляется возможным выполнить необходимые работы, т.к. работы по строительству водоотводных канав относятся к работам по капитальному ремонту дорог, необходимо разработать проект организации водоотводных канав, разработать проектно-сметную документацию, провести государственную экспертизу, реализовать проект (л.д. 57-58 дело 2-391/2021).
10.06.2022 в суд из администрации НГО поступала информация о составлении сметного расчета, определении источников финансирования (л.д. 61 дело 2-391/2021).
02.02.2024 и 05.02.2024 в суд из администрации НГО поступила информация об исполнении решения суда, представлены акты выполненных работ от 23.05.2023 по ремонту участка автодороги на проулке от ул. Комсомольской до ул. д. Вяткина г. Нытва, акт осмотра территории с фотографиями, договор на ремонт участка автодороги по ул. Луначарского и проулка от ул. Комсомольская до ул. д. Вяткина г. Нытва от 17.03.2023 с приложениями (л.д. 64-84 дело 2-391/2021).
Должником в обоснование заявления было указано следующее:
Во исполнение решения Нытвенского районного суда Пермского края в мае 2023 года был произведен ремонт данного участка автомобильной дороги в рамках гражданско-правового договора № (1/К) от 17.03.2023 г. Заказчик - МБУ «БЛАГОУСТРОЙСТВО» г.Нытва, Подрядчик - ИП ФИО1 Работы были произведены в срок до 23.05.2023 г. В рамках ремонта были произведены работы по исправлению профиля существующего основания с очисткой водоотводных канав, устройством подстилающих слоев — поднятие уровня проезжей части, создание профиля дороги для укрепления дорожного полотна, устранения неровностей и дефектов, а также организации отвода дождевых и талых вод с дорожного полотна. Сток воды происходит с дорожного полотна в водоотводные канавы вдоль дорожного полотна, далее в районе дома № 9а но ул. Дарвина в водоотводную канаву, а также вдоль автомобильной дороги по водоотводным канавам в сторону ул. Комсомольская.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что муниципальное образование НГО в лице администрации Нытвенского городского округа является должником по исполнительному производству №-ИП от 19.04.2021, возбужденному на основании исполнительного документа №2-391/2023 по обеспечительным мерам. Должнику было известно о наличии возбужденного в отношении него исполнительного производства, следовательно, он знал о необходимости исполнить решение суда и о сроках добровольного исполнения решения суда. Требование исполнительного документа в установленный законом пятидневный срок должником не исполнено.
У судебного пристава-исполнителя имелись безусловные основания для взыскания исполнительского сбора, поскольку предоставленный для добровольного исполнения срок истек, должником не доказаны обстоятельства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор как санкция штрафного характера представляет собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения; с учетом положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 19 января 2017 г. N 1-П, определения от 2 апреля 2015 г. N 654-О, от 27 февраля 2018 г. N 517-О, от 24 апреля 2018 г. N 1027-О, пункты 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50).
Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса о том, приняла ли Администрация все зависящие от нее меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне ее контроля и препятствующие исполнению требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа
Суд считает, что заявителем представлены доказательства того, что существуют неустранимые обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, в связи с чем указанные должником доводы являются обоснованными. Должником принимались меры к проведению необходимых мероприятий.
Так, администрация обращает внимание на то, что принимала меры для исполнения решения, в мае 2023 был проведен ремонт спорного участка автодороги, были проведены работы по исправлению профиля существующего основания с очисткой водоотводных канав, устройством подстилающих слоев — поднятие уровня проезжей части, создание профиля дороги для укрепления дорожного полотна, устранения неровностей и дефектов, а также организации отвода дождевых и талых вод с дорожного полотна. В установленный судом срок работы не были проведены, в том числе, в связи с отсутствием финансирования, большим объемом работ.
Изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который является заведомо недостаточным.
Согласно нормам ст.112 Закона об исполнительном производстве, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено следующее: суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора или освобождение от уплаты сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Изучив материалы дела, установив, что в действиях должника отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения возложенных на них обязанностей, суд признает указанные должником обстоятельства исключительными в своей совокупности и считает возможным освободить должника от уплаты исполнительского сбора в соответствии с вышеуказанными разъяснениями.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.06.2024 ░░ ░░ № №
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2024