Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1313/2023 ~ М-399/2023 от 28.02.2023

Дело № 2а-1313/2023

УИД 24RS0016-01-2023-000517-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Железногорск                                                                                     22 августа 2023 года

Красноярского края

Железногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лапиной Ю.С.,

при секретаре Исмайловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Базина Дмитрия Игоревича к Прокуратуре г. Норильска, Прокуратуре Красноярского края о признании незаконным действий (бездействия), решения, связанных с рассмотрением обращений гражданина, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

    Базин Д.И. обратился с административным иском к прокуратуре г. Норильска, в котором просит признать действия (бездействие) и решения административного ответчика, выраженные в не предоставлении ответов по существу поставленных в обращениях вопросов и в установленный законом срок, не предоставлении запрашиваемых материалов непосредственно затрагивающих права административного истца, непринятии мер прокурорского реагирования на жалобы административного истца, поданные в устной форме на личном приеме; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения и привлечь к ответственности, уведомив об этом суд и административного истца.

Требования мотивированы тем, что отбывая наказание в ФКУ ИК-15 г. Норильска (ранее ФКУ ОИК-30) административный истец дважды был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО постановлениями от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г. Также постановлениями от 08.05.2019 г. административный истец был признан злостным нарушителем и переведен в ОСУОН. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25.03.2020 г. были признаны незаконными постановления о водворении в ШИЗО от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г. Постановления от 08.05.2019 г. о признании административного истца злостным нарушителем и переводе в ОСУОН были вынесены одномоментно и на основании постановления о водворении в ШИЗО от 08.05.2019 г. Продолжая содержать в ОСУОН и считая такое содержание незаконным, 20.07.2020 г. административный истец обратился с жалобой в прокуратуру Красноярского края о признании такого содержания незаконным. Прокуратурой Красноярского края жалоба Базина Д.И. от 20.07.2020 г. перенаправлена в прокуратуру г. Норильска. 08.10.2020 г. под №2420Ж-2020 на жалобу административного истца от 20.07.2020 г. административным ответчиком дан ответ, что прокуратурой города готовится обобщенное представление начальнику ФКУ ИК-15 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства. 13.09.2022 г. административный истец вновь обратился с жалобой к административному ответчику о разъяснении ответа от 08.10.2020 г. и ознакомлении с обобщенным представлением начальнику ИК-15, поскольку из ответа от 08.10.2020 г. административному истцу было не ясно, являлся ли период его содержания в ОСУОН от 08.05.2019 г. законным, а также постановления от 08.05.2019 г. о признании злостным нарушителем и переводе в ОСУОН, по причине отмены постановлений о водворении в ШИЗО от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г. 10.11.2022 г. под №2420Ж-2020/20040060/ОН2357-22 административным ответчиком дан ответ на жалобу от 13.09.2022 г., в котором указано, что начальнику ИК-15 27.10.2020 г. внесено представление и, что органы прокуратуры не обязаны копировать и предоставлять заявителям копии материалов проведенных проверок, в том числе актов прокурорского реагирования. Так и не получив желаемые ответы на свои вопросы, административный истец вновь 28.11.2022 г. обратился с жалобой к ответчику, в которой поставил конкретные вопросы, на которые хотел получить точные, ясные и мотивированные ответы. 09.02.2023 г. ответчиком под №2420Ж-2020/20040060/ОН193-23 Базину Д.И. дан ответ, который по сути практически повторяет ответ от 10.11.2022 г. Данный ответ от 09.02.2023 г. не содержит в себе разъяснений по вопросам истца, указанным в жлобе от 28.11.2022 г. Указанная переписка не дала административному истцу желаемый результате – установление истины и справедливости, причинила ему нравственные страдания. Кроме того, обращения рассмотрены с нарушением установленных законом сроков. Кроме того, в апреле 2020 года административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-15 г. Норильска, куда в один из ИУ посетил врио прокурора г. Норильска, в которому выводились по личным вопросам на прием трое осужденных: Базин, ФИО2, ФИО1 время личного приема, проходящего в присутствии начальника ИУ ФИО3, административный истец сообщил сотруднику прокуратуры о допущенных со стороны администрации ИУ в отношении него нарушениях, а именно: несвоевременная отправка корреспонденции, что было сразу подтверждено Базиным путем предоставления на обозрение апелляционного определения Красноярского краевого суда от 15.01.2020 г. по делу №33а-148/2020; незаконное содержание в ОСУОН, установленное апелляционным определением от 25.03.2020 г.; прочие нарушения. Выслушав административного истца, доводы ФИО3 и изучив материалы, предоставленные Базиным, сотрудник прокуратуры сделал какие-то отметки в записной книжке и сообщил административному истцу, что по существу поставленных вопросов будет проведена проверка о результатах которой ему будет сообщено. Не дождавшись ответа Базин Д.И. обратился с вышеуказанной жалобой от 20.07.2020 г. В ходе судебного разбирательства в Железногорском городском суде по делу №2-670/2022 из прокуратуры г. Норильска поступил ответ на запрос суда, согласно которому сотрудниками прокуратуры ИК-15 посещалось дважды 13.04.2020 г. и 23.04.2020 г. и в ходе проведенных проверок в указанные дни каких-либо сведений о нарушениях прав осужденного Базина Д.И. получено не было. При таком положении, административный истец полагает, что административным ответчиком было допущено бездействие после устного обращения административного истца на личном приеме по вопросу нарушения условий содержания в ИУ.

Определениями суда от 27.04.2023 г., 22.06.2023 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Прокуратура Красноярского края, в качестве заинтересованного лица – ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Административный истец Базин Д.И. участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Прокуратуры Красноярского края Себельдин И.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указав на то, что заявленные Базином Д.И. требования необоснованные, нарушений Закона №59-ФЗ при рассмотрении обращений Базина Д.И. не допущено. Кроме того, административным истцом пропущен срок на обращение с настоящим административным иском в части оспаривания ответа на жалобу Базина Д.И. от 08.10.2020 г.

Прокурор г. Норильск Лейман А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, об уважительной причине неявки суд не уведомил. До начала судебного заседания представил возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с несостоятельностью доводов административного истца.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен своевременно, об уважительной причине неявки суд не уведомил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" установлено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Предусмотренный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).

В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно частям 1-3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 г. №45 утверждена Инструкция "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".

Данная Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

В силу п. 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

Согласно ч. 1 ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

В силу ч. 3 ст. 120 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

Согласно ч. 5 ст. 127 УИК РФ осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания, а осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, - в строгие условия отбывания наказания. Повторный перевод в обычные либо облегченные условия отбывания наказания производится в порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Согласно ч. 4 ст. 116 УИК РФ осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

Как следует из материалов дела, апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25.03.2020 г. решение Норильского городского суда Красноярского края от 10.10.2019 г. отменено, признано незаконным постановление начальника Исправительного учреждения ФКУ ОИК-30 от 24.04.2019 г. о привлечении Базина Д.И. к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО на 15 суток; признано незаконным постановление начальника Исправительного учреждения ФКУ ОИК-30 от 08.05.2019 г. о привлечении Базина Д.И. к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО на 15 суток (л.д. 55-58).

27 июля 2020 года Базин Д.И. обратился в Прокуратуру Красноярского края с обращением, в котором указал, что, поскольку вышеуказанным апелляционным определением постановления от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г. о водворении административного истца в ШИЗО признаны незаконными, постановление врио начальника ОИК-30 от 08.05.2019 г. о признании его злостным нарушителем также является незаконным, в связи с чем оснований для его дальнейшего содержания в ОСУОН не имеется, просил в связи с этим принять меры прокурорского реагирования по указанным в обращении доводам, по результатам проверки признать незаконными постановление врио начальника ОИК-30 от 08.05.2019 г. о признании Базина Д.И. злостным нарушителем, содержание его в ОСУОН по настоящее время, внести представление, на основании которого он будет переведен из строгих условий в обычные, принять меры скорейшего реагирования по обращению, поскольку дальнейшее отбывание наказания в ОСУОН является нарушением прав административного истца (оборот л.д. 49-50).

Указанное обращение Базина Д.И. от 20.07.2020 г. поступило в Прокуратуру Красноярского края 26.08.2020 г. и 31.08.2020 г. перенаправлено Прокурору г. Норильска для рассмотрения по существу, что подтверждается штампами входящей корреспонденции на обращении от 20.07.2020 г. и сопроводительном письме начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 11.08.2020 г. (л.д. 49-50), сопроводительным письмом прокуратуры Красноярского края от 31.08.2020 г. (л.д. 48).

Прокуратурой г. Норильска обращение от 20.07.2020 г. получено 09.0 9.2020 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции на сопроводительном письме от 31.08.2020 г. (л.д. 48).

8 октября 2020 года Базину Д.И. заместителем прокурора г. Норильска Кублик Н.А. дан ответ на обращение от 20.07.2020 г. №2420Ж-2020, в котором указано, что не представляется возможным получить объективные данные, указывающие на законный характер наложенных взысканий, наличие вступившего в законную силу решения суда, прокуратурой города готовится обобщенное представление начальнику ФКУ ИК-15 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства (л.д. 54). Данный ответ направлен в адрес административного истца 12.10.2020 г. простым почтовым отправлением, что подтверждается Книгой учета исходящей корреспонденции за 2020 год (л.д. 106, 116-117) и получен им, что не оспаривается административным истцом.

27 октября 2020 года заместителем прокурора г. Норильска Кублик Н.А. начальнику ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю вынесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, согласно которому несмотря на поступление решения суда, которым Базин Д.И. переведен в обычные условия, в исправительное учреждение 12.05.2020 г., Базин Д.И. переведен в обычные условия содержания только 24.06.2020 г., что повлекло нарушение его прав, поскольку более месяца он незаконно содержался в строгих условиях. В связи с тем, что данные нарушения стали возможными из-за ненадлежащего исполнения сотрудниками ИК-15 обязанностей, возложенных на них п. 1ст. 13 Федерального закона №5473-1 от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в соответствии с которым учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, поэтому прокурором предписано рассмотреть настоящее представление с участием прокуратуры г. Норильска, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, из причин и условий, им способствующих, за допущенные нарушения должностных лиц, их допустивших, привлечь к дисциплинарной ответственности (л.д. 37-38).

Кроме того, 13.09.2022 г. Базин Д.И. обратился в Прокуратуру г. Норильска с жалобой, в которой указал на несогласие с ответом на его жалобу от 20.07.2020 г., т.к. из данного ответа ему не понятно о каких нарушениях уголовно-исполнительного законодательства идет речь и какое представление (содержимое) готовится, в ответ не указано о законности или незаконности перевода Базина Д.И. и содержания в ОСУОН на основании взысканий от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г., в связи с чем административный истец просил принять меры реагирования по доводам жалобы, дать полноценный ответ на его обращение от 20.07.2020 г. с учетом настоящей жалобы, предоставить копию представления на имя начальника ИК-15 (л.д. 27).

Указанная жалоба от 13.09.2022 г. получена Прокуратурой г. Норильска 12.10.2022г. и 10.11.2022 г. административному истцу прокурором города Лейман А.В. дан ответ (№2420Ж-2020/20040060/Он2357-22), согласно которому Базину Д.И. сообщено, что по факту выявленных в ходе проверки нарушений со стороны сотрудников учреждения, в том числе связанных с несвоевременным переводом административного истца из строгих в обычные условия содержания, прокуратурой города 27.10.2020 г. начальнику ИК-15 внесено представление, по результатам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Нарушений закона при рассмотрении обращения от 20.07.2020 г. не допущено, Базину Д.И. разъяснено, что с материалами проверки по его обращению может ознакомиться его представитель в прокуратуре г. Норильска, а также представитель может обратиться на личный прием к руководителям прокуратуры г. Норильска за разъяснением требований законодательства, оснований и мотивов принятого по жалобе решения (оборот л.д. 43-44).

Указанный ответ от 10.11.2022 г. направлен в адрес Базина Д.И. по месту его содержания в ИК-17 заказным почтовым отправлением 11.11.2022 г. и вручен административному истцу лично сотрудниками исправительного учреждения 24.11.2022г., что подтверждается Списком почтовых отправлений от 11.11.2022 г. (л.д. 104-105, 123-126), копией почтового конверта (л.д. 148).

Кроме того, 28 ноября 2022 года Базин Д.И. обратился в Прокуратуру г. Норильска с жалобой, в которой просил: 1. дать объективный и мотивированный ответ на конкретно поставленные вопросы: в связи с отменой постановлений от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г. о привлечении заявителя к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО, являлось ли законным содержание заявителя в ОСУОН до перевода в обычные условия содержания; в связи с чем заявитель был переведен из ОСУОН в обычные условия содержания, то есть действительно ли отпали законные основания для содержания заявителя в ОСУОН или это «благотворительность» со стороны администрации ИК-15; конкретно по факту каких допущенных со стороны сотрудников учреждения нарушений закона внесено представление; в какой период времени администрация ИК-15 обязана была перевести из строгих в обычные условия содержания заявителя если определение от отмене постановлений состоялось 25.03.2020 г. в присутствии сотрудника ИК-15 ФИО5; 2. Принять меры прокурорского реагирования и инициировать проверку в отношении ст.юрисконсульта ИК-15 ФИО4 по результатам которой: установить и сообщить заявителю с кем именно из сотрудников органов прокуратуры состоялась устная беседа у ФИО4 или иных должностных лиц ИК-15, про которую указано ФИО4 в своем заявлении по поводу перевода заявителя из ОСУОН; установить имело ли место «устное мнение» со стороны прокуратуры, указанное ФИО4; дать юридическую оценку «устному мнению», указанному ФИО4 в конкретном случае заявителя на предмет законности и состоятельности толкования закона; в ходе проверки установить, имела ли место такая беседа и в случае если имела, привлечь установленного сотрудника органов прокуратуры к ответственности; в случае если не имела, привлечь ФИО4 к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ, а в отношении начальника ИК-15 внести представление о недопущении со стороны его подчиненных подобных высказываний (л.д.47). В обоснование жалобы Базин Д.И. указывает на несогласие с ответами от 08.10.2020 г. и 10.11.2022 г., а также, что ст.юрисконсульт ИК-15 ФИО4 официально позволяет высказывания о том, что указанный перевод (из СУС в обычные условия) до настоящего времени считается спорным со стороны прокуратуры, устным мнением высказано, что Базин признавался злостным по четырем водворениям в ШИЗО, судом отменено только два, следовательно повторность нарушений в течении года в соответствии с ч. 2 ст. 116 УИК РФ существует, оснований для отмены признанного злостного нарушителя формально не имеется. В данном случае администрация учреждения спорный момент трактовала в пользу осужденного, Базин был переведен в обычные условия (заявление представителя ИК-15 от 26.07.2022 г. исх. №24/ТО/46/13-6421).

Указанное обращение Базина Д.И. поступило в прокуратуру г. Норильска 11.01.2023 г. и 09.02.2023 г. и.о. прокурора города Батралиевым Р.Ш. дан ответ №2420ж-2020/20040060/Он193-23, согласно которому нарушений закона при рассмотрении в прокуратуре обращений Базина Д.И. не допущено, дополнительно указано, что каких-либо устных разъяснений администрации ИК-15 по поводу перевода административного истца из строгих в обычные условия содержания не давалось. Учитывая, что права административного истца восстановлены, а виновные должностные лица ИК-15 привлечены к дисциплинарной ответственности, оснований для принятия дополнительных мер прокурорского реагирования не усматривается. Возражениям администрации ИК-15 от 25.07.2022 №24/ТО46/13-6421 по делу №2-670/2022 на иск Базина Д.И. о признании незаконными действий должностных лиц, оценка дана судом (оборот л.д. 83-84).

Ответ на обращение Базина Д.И. №2420ж-2020/20040060/Он193-23 от 09.02.2023 г. направлен в адрес административного истца по месту его содержания заказным почтовым отправлением 10.02.2023 г. и получен Базиным Д.И. лично 16.02.2023 г., что подтверждается Списком почтовых отправлений от 10.02.2023 г. (л.д. 107-109, 118-122), копией почтового конверта (л.д. 143).

Проверяя доводы Базина Д.И. прокурор г. Норильска и его заместители действовали в рамках своей компетенции, в соответствии с положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и специальных норм - Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года №45.

Так, в ходе проверок по жалобам Базина Д.И. были получены постановление о водворении осужденного Базина Д.И. в ШИЗО от 24.04.2019 г. (оборот л.д. 29-30), постановление о водворении осужденного Базина Д.И. в ШИЗО от 08.05.2019 г. (оборот л.д. 30-31), Журнал входящей корреспонденции ФКУ-15 (л.д. 59), справка о поощрениях и взысканиях осужденного Базина Д.И. (л.д. 28, 60-61, 64-65), постановление о признании осужденного злостным нарушителем от 08.05.2019 г. (л.д. 62), постановление о переводе осужденного Базина Д.И. из обычных в строгие условия содержания (оборот л.д. 31, л.д. 63), постановление о переводе осужденного Базина Д.И. из строгих в обычные условия от 24.06.2020 г. (л.д. 32, оборот л.д. 65), акт об отказе в ознакомлении с постановлением о переводе из строгих в обычные условия содержания от 24.06.2020 г. (оборот л.д. 32), заключение ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 09.10.2020 г. (л.д. 34-36), приказ ГУФСИН России по Красноярскому краю №748 от 10.11.2020 г. «О проведении служебной проверки» (л.д. 39), приказ врио начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю №195-к от 30.11.2020 г. «О привлечении к дисциплинарной ответственности майора внутренней службы ФИО6» (л.д. 42-43), заключение по результатам служебной проверки, проведенной в ИК-15, от 24.11.2020 г. (л.д. 45-46), заключение про результатам служебной проверки, проведенной в ГУФСИН России по Красноярскому краю, от 01.12.2020 г. (оборот л.д.39-41).

Из приведенных документов следует, что Базин Д.И. на основании постановлений врио начальника ОИК-30 от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г. был водворен в ШИЗО сроком на 15 суток по каждому постановлению и на основании постановлений врио начальника ОИК-30 от 08.05.2019 г. Базин Д.И. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания с 08.05.2019 г.

Базиным Д.И. обжалованы в Норильский городской суд постановления от 24.04.2019 г. и 08.05.2019 г. о водворении Базина Д.И. в ШИЗО и апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25.03.2020 г. они признаны незаконными. Копия апелляционного определения от 25.03.2020 г. получена ИК-15 12.05.2020 г. и 24.06.2020 г. Базин Д.И. на основании постановления врио начальника ИК-15 переведен из строгих в обычные условия отбывания наказания.

Из заключения ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 09.10.2020г. следует, что по факту признания апелляционным определением от 52.03.2020 г. незаконным вышеуказанных постановлений в ИК-15 была проведена служебная проверка, по результатам которой установлено, что виновных лиц из числа работников учреждения (отдела по воспитательной работе с осужденными, отдела безопасности, МЧ-12 и т.д.) не выявлено – нарушений в действиях сотрудников ИК-15 не усматривается.

По результатам проведенной проверки доводов Базина Д.И., изложенным в обращении от 20.07.2020 г., заместителем прокурора г. Норильска начальнику ФКУ ИК-15 внесены вышеприведенное представление от 27.10.2020 г.

В связи с поступившим в ИК-15 представлением прокурора от 27.10.2020 г., в ИК-15 была проведена служебная проверка, в ходе которой установлено нарушение со стороны начальника отдела специального учета ИК-15 майора внутренней службы ФИО6, который 13.05.2020 г. лично получил 2 заверенные копии апелляционного определения, но не передал их для регистрации в разносной книге канцелярии учреждения, самостоятельно зарегистрировал копию определения, направленную для вручения Базину Д.И., 15.05.2020 г. под порядковым номером №2346 и 16.05.2020 г. выдал корреспонденцию осужденному Базину Д.И. под расписку, не сообщив руководству ИУ о поступлении апелляционного определения в учреждение. Данные действия майора внутренней службы ФИО6 повлекли за собой нарушение закона – осужденный Базин Д.И. переведен в обычные условия отбывания наказания только 24.06.2020 г., то есть осужденный Базин Д.И. незаконно содержался в строгих условиях отбывания наказания более месяца, что повлекло нарушение его прав и нашло отражение в представлении прокуратуры г. Норильска от 27.10.2020 г.

По результатам вышеуказанной служебной проверки на основании приказа ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю №195-к от 30.11.2020 г. начальнику отдела специального учета ИК-15 майора внутренней службы ФИО6 назначено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Кроме того, на основании приказа ГУФСИН России по Красноярскому краю №748 от 10.11.2020 г. была проведена служебная проверка по факту нарушений, допущенных сотрудниками ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, по результатам которой повторно установлена вина майора внутренней службы ФИО6 в нарушении прав осужденного Базина Д.И.

Кроме того, рассматривая жалобу Базина Д.И. от 28.11.2022 г. прокурором г. Норильска дополнительно получены объяснения старшего юрисконсульта ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО4 от 06.02.2023 г. (л.д. 66), возражения ФКУ ИК-15 на иск по делу №2а-670/2022 от 25.07.2022 г. №24/ТО/46/13-6421 (оборот л.д. 66-70).

Из указанных документов следует, что ФИО4, как юристом ИК-15, в период содержания Базина Д.И. какие-либо раъяснения по поводу отмененных судом постановлений о водворении в ШИЗО не давалось, Базин Д.И. с письменным запросом о даче разъяснений не обращался, исх. №24/ТО/46/13-6421 от 25.07.2022 г. является возражениями ответчика ИК-15, направленными в Железногорский городской суд по гражданскому делу №2-670/2022, в которых изложена позиция ответчика ИК-15 по существу заявленных требований Базина Д.И.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при принятии решений по результатам проверки прокурором г. Норильска (его заместителем) полностью изучены все доводы, указанные в обращениях Базина Д.И., истребованы все необходимые материалы, документация и объяснения, обращения заявителя рассмотрены всесторонне и полно.

Вопросы, требующие субъективной оценки либо выражения усмотрения должностного лица, к которому обращался заявитель, получили соответствующие ответы. Порядок и сроки рассмотрения обращений Базина Д.И. соблюдены.

В материалах дела каких-либо данных, указывающих на незаконность действий Прокуратуры г. Норильска, не имеется.

Право административного истца на всестороннее и объективное рассмотрение обращений органами прокуратуры не нарушено, следовательно, оснований для признания неправомерными действий (бездействий) Прокуратуры г. Норильска не имеется.

Доводы административного истца Базина Д.И. по существу сводятся к несогласию с содержанием ответов Прокуратуры г. Норильска на его обращения.

Кроме того, требования Базина Д.И., выраженные в его письменных обращениях, о предоставлении ему сотрудниками прокуратуры г. Норильска разъяснений о законности его перевода из обычных в строгие условия содержания с учетом апелляционного определения от 25.03.2020 г. являлись предметом рассмотрения Железногорским городским судом административного иска Базина Д.И., по результатам чего судом вынесено решение от 14.02.2023 г., вступившее в законную силу 25.05.2023 г., постановления ФКУ ОИК-30 ИК -15 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании Базина Д.И. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от 08.05.2019 и о переводе Базина Д.И. из обычных в строгие условия отбывания наказания.

Вместе с тем, применение или не применение мер прокурорского реагирования по результатам проведенной проверки в силу статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" относится к исключительной компетенции должностных лиц органов прокуратуры, поэтому соответствующее решение принимается прокурором с учетом конкретных обстоятельств дела и лишь при наличии оснований, а не зависит от волеизъявления заявителя. Кроме того, при рассмотрении обращения Базина Д.И. от 20.07.2020 г. такие меры были приняты, оснований для принятия впоследствии иных мер прокурорского реагирования при рассмотрении обращений Базина Д.И. прокурором г.Норильска не установлено.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Базиным Д.И. ответы прокуратуры г. Норильска даны в пределах компетенции прокурора, в соответствии с законом, и не нарушают права либо свободы Базина Д.И.

Рассматривая требований административного истца Базина Д.И. о признании незаконным бездействия прокуратуры г. Норильска, выразившегося в непринятии мер прокурорского реагирования на жалобы административного истца, поданные в устной форме на личном приеме, суд учитывает следующее.

В силу ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 7.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

В соответствии с п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 настоящей Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В случае, если в обращении отсутствуют сведения, достаточные для его разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, прокурор отдела по приему граждан в ходе личного приема разъясняет заявителю требования к обращению и предлагает ему восполнить недостающие данные. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Административный истец Базин Д.И. указывает на то, что в апреле 2020 года он на личном приеме, проводимом сотрудником прокуратуры г. Норильска в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, сообщил о вынесенном Красноярским краевым судом апелляционном определении от 25.03.2020 г., которым отменены постановления о водворении Базина Д.И. в ШИЗО.

Согласно ответу прокурора г. Норильск на судебный запрос ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю посещалось сотрудниками прокуратуры г. Норильска в апреле 2020 года дважды: 13.04.2020 г. и 23.04.2020 г. В ходе проведенных проверок в указанные дни устных и письменных жалоб от осужденного Базина Д.И. не поступало, каких-либо сведений о нарушениях его прав получено не было (л.д. 137).

При таком положении, суд приходит к выводу, что административным истцом факт его обращения (устно или письменно) в ходе личного приема к сотруднику прокуратуры г. Норильска по указанным им в административном иске обстоятельствам, не доказан. Представленное административным истцом его обращение в прокуратуру г. Красноярска от 26.05.2020 г. (л.д. 91) не подтверждает его обращения на личном приеме по поводу его незаконного водворения в ШИЗО, установленного судебными инстанциями, т.к. из данного обращения следует, что Базин Д.И. на личном приеме в апреле 2020 года предоставлял сотруднику прокуратуры апелляционное определение, которым установлены нарушения сотрудников ИК-15 по ненадлежащей отправке корреспонденции административного истца, что подтверждено и в рассматриваемом административном иске.

В любом случае, применение или не применение мер прокурорского реагирования по обращениям заявителей, в том числе поданным в ходе личного приема, относится к исключительной компетенции должностных лиц органов прокуратуры, поэтому соответствующее решение принимается прокурором с учетом конкретных обстоятельств дела и лишь при наличии оснований, а не зависит от волеизъявления административного истца.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 КАС РФ или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

Поскольку административный истец заявляет о допущенном административном ответчиком бездействии, выраженном в непринятии мер прокурорского реагирования на жалобы административного истца, поданные в устной форме на личном приеме в апреле 2020 года, впоследствии данное бездействие административным истцом, в том числе путем указания в его обращениях от 20.07.2020 г., 13.09.2022 г. и 28.11.2022 г., а также вышестоящему должностному лицу, не оспаривалось, с настоящим административным иском Базин Д.И. обратился 22.02.2023 г., подав его через спец.часть ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями о признании вышеуказанных действий (бездействия) незаконным.

К доводам Базина Д.И. о том, что об оспариваемом бездействии он узнал, получив копии материалов гражданского дела №2-670/2022 суд относится критически, расценивает их как способ восстановления пропущенных процессуальных сроков в отсутствие уважительных причин их пропуска.

При таком положении требования заявленные Базиным Д.И. к Прокуратуре г. Норильска, Прокуратуре Красноярского края, подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                           ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1313/2023 ~ М-399/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Базин Дмитрий Игоревич
Ответчики
Прокуратура г. Норильска
Прокуратура Красноярского края
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Лапина Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
gelgor--krk.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация административного искового заявления
28.02.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2023Предварительное судебное заседание
25.05.2023Предварительное судебное заседание
22.06.2023Предварительное судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее