Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2023 года с. Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.
при секретаре Ельцовой Е.В.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Труновского муниципального округа <адрес> о признании бездействия незаконным,
установил:
прокурор <адрес> в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Труновского муниципального округа <адрес>, просит признать незаконным бездействие администрации Труновского МО СК, выразившееся в непринятии мер по обустройству пешеходного перехода вблизи образовательного учреждения МКОУ ДС № «Жар-птица», расположенного по <адрес>, <адрес>, обязать администрацию Труновского МО СК в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обустроить пешеходный переход вблизи данного образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», государственными стандартами в области безопасности дорожного движения.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и требований жилищно-коммунального законодательства в части содержания автомобильных дорог и тротуаров установлено, что на территории <адрес> МО СК функционирует новое дошкольное образовательное учреждение МКОУ ДС № «Жар-птица», однако вблизи образовательного учреждения отсутствует пешеходный переход по пер. Школьному.
В связи с выявленными нарушениями законодательства ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Труновского муниципального округа <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое рассмотрено администрацией, однако мер к устранению нарушений в рамках рассмотрения представления не предпринято.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 просил удовлетворить административные исковые требования, поддержав доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Труновского муниципального округа <адрес> уведомлен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Учитывая, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки своего представителя в судебное заседание не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, находит требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании в суде решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № - ФЗ) социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В соответствии с под. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Указанные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашённых в Конституции Российской Федерации целей социальной политики РФ, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно ст. 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Часть 1 ст. 21 Закона № 196-ФЗ предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Решением Думы Труновского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав Труновского муниципального округа <адрес>.
Согласно ч. 7 ст. 35 Устава администрация муниципального округа под руководством Главы муниципального округа осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, обеспечивает организацию дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4.5.2.1 «ФИО4 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утвержденным Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах должны располагаться через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 - 200 м.
По смыслу приведенной нормы при обустройстве пешеходных переходов выбор мест размещения пешеходных переходов в любом случае должен определяться исходя из его условий его необходимости.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» вблизи образовательного учреждения МКОУ ДС № «Жар-птица» расположенному <адрес> отсутствует пешеходный переход.
Эти выводы суда подтверждаются следующими исследованными судом доказательствами: представлением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства, сообщением и.о. главы Труновского МО СК, фотоматериалами.
Доказательств обратного административным ответчиком в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не приведено.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Труновского муниципального округа <адрес> не предпринято достаточных мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая характер действий, которые необходимо совершить для исполнения решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░ №), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ № «░░░-░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ № «░░░-░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░