Дело № 2а-9531/2023
УИД 35RS0010-01-2023-010589-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда | 28 сентября 2023 года |
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Гарыкина О.А., при секретаре Ивановой Д.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды к Специализированному отделению судебных приставов по Вологодской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по Вологодской области ГМУ ФССП России Степановой Т.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды обратился в суд с вышеупомянутым административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что 28 августа 2023 года специализированным отделением судебных приставов по Вологодской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения.
Просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшить его размер.
Определением суда от 12.09.2023 на стадии принятия и подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, судебный пристав-исполнитель СОСП по Вологодской области ГМУ ФССП России Степанова Т.А., в качестве заинтересованного лица ФИО1
В судебное заседание, назначенное на 28 сентября 2023 года в 10 часов 50 минут, не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, и представители этих лиц. При этом явка всех указанных лиц не является обязательной и не признавалась таковой судом.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что 23 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 11.05.2023, выданного по решению Вологодского городского суда Вологодской области от 09 ноября 2022 года по делу № 2-9191/2022 о возложении обязанности на Администрацию города Вологды предоставить ФИО1 на состав семьи из четырех человек, включая детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации, площадью не менее установленной нормы.
28 августа 2023 года судебный пристав-исполнитель СОСП по Вологодской области ГМУ ФССП России Степанова Т.А. вынесла постановление о взыскании с Администрации горда Вологды в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 7 данной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 23.05.2023 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа № № от 11.05.2023, выданного Вологодским городским судом на основании решения от 09.11.2022 по делу №, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № об обязании Администрацию города Вологды предоставить ФИО1 на состав семьи из четырех человек, включая детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации, площадью не менее установленной нормы.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
В установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
28.08.2023 судебный пристав-исполнитель СОСП по Вологодской области ГМУ ФССП России Степанова Т.А. вынесла постановление о взыскании с Администрации города Вологды исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Копия постановления поступила в Администрацию города Вологды 28.08.2023.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Вместе с тем материалами дела установлено, что деятельность органов местного самоуправления городского округа города Вологды по составлению, рассмотрению проекта бюджета города Вологды, утверждению и исполнению бюджета регламентируется решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 № 108 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе городе Вологде» (далее - Положение).
Согласно информации, предоставленной заявителем, проект бюджета города Вологды составляется в порядке и сроки, установленные Администрацией города Вологды, и вносится на рассмотрение Вологодской городской Думы в срок не позднее 15 ноября текущего года.
Составление проекта бюджета города Вологды основывается на направлениях бюджетной и налоговой политики города Вологды, прогнозе социально-экономического развития городского округа города Вологды и муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ).
Распределение бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета города Вологды, утвержденным постановлением Главы города Вологды от 06.10.2008 №.
При этом плановый объем всех расходных обязательств муниципального образования исходя из законодательно установленного разграничения полномочий с учетом принятых федеральных законов, иных нормативных правовых актов, установленных нормативов, СанПиН т.д., кратно превышает плановые налоговые и неналоговые доходы местного бюджета. Минимальная потребность средств на 2023 год, заявленная главными распорядителями бюджетных средств, превышает 10 млрд. рублей при собственных налоговых и неналоговых доходах 4,5 млрд. рублей.
Рассмотрение проекта решения о бюджете города Вологды и утверждение бюджета города Вологды осуществляются Вологодской городской Думой в порядке, установленном пунктом 3.8 Положения.
В рамках формирования проекта бюджета города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в части расходов по Администрации города Вологды в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды (далее - Департамент) принято решение предусмотреть расходы на исполнение судебных решений о внеочередном улучшении жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, с учетом направления на указанное мероприятие дополнительных доходов бюджета города Вологды, полученных от приватизации объектов сверх оценочной стоимости.
Вместе с тем, Администрацией города Вологды в рамках процедуры рассмотрения проекта решения о бюджете города Вологды в сроки для внесения поправок к проекту решения о бюджете города Вологды (пункт 3.8 Положения) в адрес Главы города Вологды ФИО5 было направлено предложение от 18.11.2022 № о внесении поправок в проект бюджета города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и включении средств в объеме 312,2 млн. рублей на исполнение судебных актов о внеочередном обеспечении благоустроенным жильем отдельных категорий граждан.
В соответствии с решением Вологодской городской Думы от 22.12.2022 № 819 «О Бюджете города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов о внеочередном обеспечении благоустроенным жильем отдельных категорий граждан утверждены в сумме 3 000,00 тыс. рублей.
Вологодской городской Думой были приняты следующие решения о внесении изменений в Бюджет города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов:
- решение Вологодской городской Думы от 16.02.2023 № 847 «О внесении изменений в Бюджет города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»;
- решение Вологодской городской Думы от 23.03.2023 № 873 «О внесении изменений в Бюджет города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»;
- решение Вологодской городской Думы от 26.04.2023 № 897 «О внесении изменений в Бюджет города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
- решение Вологодской городской Думы от 25.05.2023 № 928 «О внесении изменений в Бюджет города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
- решение Вологодской городской Думы от 29.06.2023 № 947 «О внесении изменений в Бюджет города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
В рамках принятого подхода с начала 2023 года решениями Вологодской городской Думы о внесении изменений в Бюджет города Вологды на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов Администрации города Вологды в лице Департамента увеличены бюджетные ассигнования на 2023 год до 30 992 800 рублей.
Кроме того, в целях ускорения процесса исполнения судебных актов о внеочередном предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан принято решение Вологодской городской Думы от 30 мая 2019 года № 1810 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и внесении изменения в решение Вологодской городской Думы от 23 июня 2006 года № 108 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Вологда», которым предусматривается предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на ремонт жилого помещения, требующего проведения текущего ремонта (далее - ЕДВ на ремонт жилого помещения), при предоставлении такого жилья отдельным категориям граждан, имеющим право в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Бюджеты сформированы с дефицитом, в условиях высокого объема муниципального долга (расходы на обслуживание муниципального долга составляют порядка 125 млн. рублей в год).
По состоянию на 05.09.2023 на исполнении находятся 87 решения Вологодского городского суда о внеочередном обеспечении жильем отдельных категорий граждан, из них 71 судебных акта, вынесенных ранее судебного акта от 09.11.2022. Потребность в бюджетных средствах, необходимых для исполнения судебных решений в отношении граждан, нуждающихся в благоустроенном жилье, составляет порядка 283,3 млн. руб. исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилья 74,893 тыс. руб., установленной на территории Вологодской области приказом Минстроя России от 19.06.2023 № «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2023 года».
Таким образом, отсутствует виновное бездействие Администрации города Вологды в отношении исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем суд полагает возможным административные исковые требования удовлетворить и освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-180, 293-297 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 294.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░