Дело № 2а-972/2023
64RS0046-01-2023-000302-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2023 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Гараниной Е.В., при секретаре судебного заседания Ковалевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к местной общественной организации г. Саратова «Попечительский совет МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с иском к местной общественной организации г. Саратова «Попечительский совет МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование искового заявления указано, что местная общественная организация города Саратова «Попечительский совет МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее — Управление) 15.03.2016, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области 22.03.2016 присвоен основной государственный регистрационный №, учетный №.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 410064, <адрес>.
Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Председатель - Кабулова А.А,. Организационно-правовая форма Организации - общественная организация.
Общественные объединения были обязаны в 2021 году представлять отчет за 2020 год по форме ОНОООЗ, установленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в 2022 году общественные объединения были обязаны представлять отчет за 2021 год по форме ОНОООЗ, установленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций», не позднее 15.04.2022.
Управлением была проведена ревизия учетного дела Организации, в ходе которой было установлено следующее: организация нарушила норму закона, предусмотренную абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, так как ежегодные сведения о продолжении деятельности и отчет об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОНОООЗ за 2020, 2021 года не были представлены в Управление.
В связи с нарушением ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ Управлением в адрес организации были направлены письменные предупреждения: предупреждение № 127 от 26.07.2021, № 255 от 08.10.2021, № 10 от 26.01.2022 о недопустимости нарушения Организацией ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ в Управление не поступала.
Указанные предупреждения были направлены Управлением заказным почтовым отправлением по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ (410064, <адрес>).
По состоянию на дату составления административного искового заявления все предупреждения, направленные Управлением в отношении организации, возвращены в Управление с отметкой почтового отделения «по истечении срока хранения», что свидетельствует об отсутствии организации по юридическому адресу.
Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены нормы ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129- ФЗ, так как Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением адреса места нахождения Организации, не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса, и не представила соответствующие документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом, в связи с чем обратился истец в суд.
В судебном заседании представитель административного истца и ответчика не явились, извещены надлежащим образом.
Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Межрайонная ИФНС России № 22 по Саратовской области просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Остальные участники извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ в уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Согласно п. 2, п. 3, п. 5 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона №7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться, в том числе и место нахождения некоммерческой организации.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, а именно адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового Устава.
Общественные объединения были обязаны в 2022 г. представлять отчет за 2021 г. по форме ОН0003, установленной приказом Министерства юстиции РФ от 30.09.2021 г. № 185 «О формах и сроках предоставления в Министерство юстиции РФ отчетности некоммерческих организаций» не позднее 15.04.2022 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что местная общественная организация города Саратова «Попечительский совет МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее — Управление) 15.03.2016, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области 22.03.2016 присвоен основной государственный регистрационный №, учетный №.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 410064, <адрес>.
Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Председатель - Кабулова А.А.. Организационно-правовая форма Организации - общественная организация.
Управлением была проведена ревизия учетного дела организации, в ходе которой было установлено следующее: организация нарушила норму закона, предусмотренную абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, так как ежегодные сведения о продолжении деятельности и отчет об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОНОООЗ за 2020, 2021 года не были представлены в Управление.
В связи с нарушением ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ Управлением в адрес организации были направлены письменные предупреждения: предупреждение № 127 от 26.07.2021, № 255 от 08.10.2021, № 10 от 26.01.2022 о недопустимости нарушения Организацией ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения организацией устранены не были.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ в Управление не поступала.
Указанные предупреждения были направлены Управлением заказным почтовым отправлением по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ (410064, <адрес>).
По состоянию на дату составления административного искового заявления все предупреждения, направленные Управлением в отношении организации, возвращены в Управление с отметкой почтового отделения «по истечении срока хранения», что свидетельствует об отсутствии организации по юридическому адресу.
Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены нормы ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129- ФЗ, так как Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением адреса места нахождения организации, не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) организации, по которому осуществляется связь с организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса, и не представила соответствующие документы, необходимые для внесения изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные действующим законодательством.
Таким образом, ответчик длительное время уставную деятельность не осуществляет, своевременно отчет по форме ОН0003 не представил, по месту регистрации отсутствует.
Бездействие Организации свидетельствует о грубом нарушении общественным объединением норм действующего законодательства, регулирующего правовой статус некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона №82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 82-ФЗ.
Согласно ст. 44 Федерального закона №82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пп. 3 и пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании приведенных норм закона, суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 44» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 44» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2023 ░.
░░░░░: