Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-51/2022 ~ М-84/2022 от 29.03.2022

дело № 3а-51/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

с участием прокурора Елфимовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» о признании недействующими пунктов 4840, 4841 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 29 декабря 2021 года.

В пункты 4840, 4841 названного Перечня включены нежилые помещения с кадастровыми номерами соответственно <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен> соответственно.

ООО «Апис-Плюс» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4840, 4841 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», которыми в названный Перечень включены нежилые помещения с кадастровыми номерами соответственно <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен> соответственно. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен> соответственно, которые были внесены в пункты 4840 и 4841 соответственно оспариваемого в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Между тем указанные нежилые помещения не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень на 2022 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный истец ООО «Апис-Плюс», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Ш. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый в части приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Комитета, опубликован в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Ш., исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Елфимовой О.С., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (здесь и далее по тексту законы и иные нормативные правовые акты приведены в их редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 названного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года № 537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений, согласно которому Комитет является правопреемником Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (пункт 8); определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 – 23 пункта 11).

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно части 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).

Таким образом, оспариваемый в части приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», размещенный в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 29 декабря 2021 года, принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

При этом полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.

Согласно части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, названным Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества не установлены, следовательно, в отношении всех видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов соответственно);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов соответственно).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Апис-Плюс» является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами <Номер обезличен> (площадью ... кв.м), <Номер обезличен> (площадью ... кв.м), расположенных по адресу: <Адрес обезличен> соответственно.

Указанные нежилые помещения являются частями здания - склад № <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> с видом разрешенного использования: «под содержание складского здания - склад № <Номер обезличен> и торгового здания - здание пристройка (магазин) общей площадью ... кв.м к существующей части складского помещения (... этаж - части здания склада № <Номер обезличен>); для размещения складских помещений».

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац четвертый пункта 2 статьи 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (действовавший до 4 апреля 2021 года), который устанавливал наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Названные Классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, включают в себя такие виды разрешенного использования земельных участков, как объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); магазины - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м (код 4.4), безусловно предусматривающие размещение торговых объектов.

Кроме того, согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 до вступления его в силу виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Данными Методическими указаниями были определены в том числе такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

Таким образом, исходя из буквального описания, приведенный вид разрешенного использования земельного участка «под содержание складского здания - склад № <Номер обезличен> и торгового здания - здание пристройка (магазин) общей площадью ... кв.м к существующей части складского помещения (... этаж - части здания склада № <Номер обезличен> отсеки № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен>); для размещения складских помещений» однозначно предусматривает размещение на нем торгового объекта (магазина), а следовательно, отвечает условиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения.

Согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, составленному Усинским бюро технической инвентаризации по состоянию на 21 мая 1996 года, с изменениями от 14 января 2003 года, и экспликации к поэтажному плану этого здания, с изменениями от 14 января 2003 года, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое двухэтажное здание общей площадью ... кв.м (... кв.м) имеет назначение – нежилое, наименование – склад № <Номер обезличен>», расположенные в нем помещения имеют назначение: ... этаж отсек № <Номер обезличен> – склады, кабинеты, касса, санузлы, коридор, инструм., торговый зал, площадью ... кв.м; ... этаж отсек № <Номер обезличен> – склад, кабинеты, лестницы, торговый зал, площадью ... кв.м, выставочные залы; ... этаж отсеки № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> – склады, раздевалка, комнаты отдыха, коридоры, торговый зал, площадью ... кв.м, операторная, подсобное, кабинеты, туалеты, умывальная; ... этаж отсек № <Номер обезличен> – тамбур, склады, кабинеты, торговые залы, общей площадью ... кв.м; ... этаж отсек № <Номер обезличен> – склад; ... этаж отсек № <Номер обезличен> – склады, кабинеты, холл, торговые залы, общей площадью ... кв.м; ... этаж – склады, тамбуры, подсобные.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года № 546 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка организационно-техническую работу, связанную со сбором информации в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества и проведением обследований объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 Порядка, проводит государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «РУТИКО»).

Приведенным Порядком также установлено, что должностные лица проводят обследования объектов недвижимого имущества, в том числе посещают и осматривают объекты недвижимого имущества, указанные в приказе о проведении мероприятий, проводят измерения объектов недвижимого имущества (при необходимости), осуществляют иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества (пункт 9); результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Коми, который составляется и подписывается должностными лицами в срок не позднее 7 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в пункте 10 Порядка, по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (пункт 11); в случае если доступ на объект недвижимого имущества не был осуществлен в силу не зависящих от должностных лиц причин, а также в случае противодействия со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся собственниками объекта недвижимого имущества, в любых формах проведению обследования, но при этом имеются факты, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, в том числе вывесок, рекламных стендов, баннеров, в акте обследования указывается на признаки размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания с приложением фото- и (или) видеоматериалов и обязательной отметкой об отсутствии доступа на объект недвижимого имущества и (или) противодействии проведению обследования (пункт 12).

Как следует из материалов дела, 20 апреля 2021 года проведены мероприятия по обследованию здания с кадастровым номером <Номер обезличен> и помещений в нем на предмет их фактического использования, о чем составлен акт обследования фактического использования здания от 28 мая 2021 года, согласно которому: помещения №№ <Номер обезличен> – ... этаж; помещения №№ <Номер обезличен> – ... этаж (согласно поэтажному плану технического паспорта), общей площадью ... кв.м, что составляет 28,3 % от общей площади здания, фактически используются для размещения торговых объектов.

Из анализа вышеуказанного акта обследования фактического использования здания от 28 мая 2021 года и приложенных к нему материалов следует, что обследование в отношении здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, было проведено уполномоченным органом с доступом его сотрудников в здание, о чем составлен названный акт, который с прилагаемыми к нему материалами позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, и что их площадь составляет более 20 % общей площади здания. Так, в названных материалах приведены конкретные номера помещений, их расположение относительно поэтажного плана здания и экспликации к поэтажному плану, в целях их идентификации и определения фактической площади помещений, занятых под торговые объекты. Фототаблица, включенная в названный акт обследования, содержит фотоснимки фасада здания и помещений в нем, на которых запечатлены признаки, позволяющие отнести помещения в здании к торговым.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким же образом раскрывается содержание понятия торгового объекта в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, который по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различает стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты (пункт 14) и относит магазин к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38).

В силу вышеизложенного, поскольку указанное здание с кадастровым номером <Номер обезличен> расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торгового объекта (магазина), и фактически используется в целях размещения торговых объектов, суд приходит к выводу о том, что данное здание в целях налогообложения относится к торговым центрам, следовательно, спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, входящие в его состав, правомерно включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, как вид недвижимого имущества, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы административного иска о том, что спорные нежилые помещения фактически не используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не может принять во внимание, поскольку, если нежилое помещение включается в Перечень в составе нежилого здания, соответствующего одному из закрепленных в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий, не имеет правового значения фактическое использование каждого нежилого помещения в отдельности.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений разного назначения, как и помещений, используемых с разными целями, прямо учтена в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в соответствующих центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества организаций, которые хотя и не относятся к помещениям собственно офисного, торгового назначения, бытового обслуживания и общественного питания, однако расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к соответствующим центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П, следует исходить из того, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость. С таким предположением соотносится по смыслу и содержание пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, из которого следует, что в целях налогообложения имущества организаций кадастровая стоимость помещения, даже если она не определена, должна быть все равно исчислена пропорционально к общей площади здания, где это помещение находится, как доля его кадастровой стоимости. Издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, притом что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества. Соотносятся с этим и положения пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, который не допускает, по общему правилу, возвращения (обратного перехода) к налогообложению имущества по среднегодовой стоимости после того, как в субъекте федерации принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов.

Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и связанные с ним иные ее положения исходят из того, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и распространяют по этому признаку повышенную налоговую нагрузку на все помещения соответствующего центра (комплекса) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года № 374-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торговый мир» на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 и 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4840, 4841 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 324-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 378.2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-51/2022 ~ М-84/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Апис-Плюс"
Ответчики
Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений
Другие
Дубровин Александр Яковлевич
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Кондратюк А.В.
Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
29.03.2022Регистрация административного искового заявления
29.03.2022Передача материалов судье
29.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее