Дело № 2а-702/2021
86RS0005-01-2021-001279-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2021 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Карташовой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации городского поселения Барсово Сургутского района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре по Сургутскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с указанным иском, просил освободить его от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам неимущественного характера: №-ИП; №-ИП; №-ИП; №-ИП, указывая на то, что вступившим в законную силу решением Сургутского районного суда по иску прокурора Сургутского района на истца была возложена обязанность внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 38,7 кв.м в пользу взыскателей Шаповаловой И.Г., Шаповалова В.И., Шаповалова А.В., Шаповалова С.А.
В виду невозможности предоставления жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным в решении суда, судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства, вынесен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в рамках каждого из указанных выше четырех исполнительных производств, сумма которого составила 200 000 (двести тысяч) рублей.
Несвоевременность исполнения решения суда о возложении обязанности предоставления во внеочередном порядке жилого помещения произошла по независящим от администрации причинам, а именно, в соответствии с заключенным соглашением от 21.02.2018 № 100 «О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Барсово органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район» - вопрос местного значения - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством - в части организация строительства муниципального жилищного фонда, а также создания условий для жилищного строительства, осуществляется администрацией Сургутского района.
Расселение граждан из аварийных жилых помещений на территории городского поселения Барсово осуществляется только в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 № 5587. Администрацией Сургутского района в 2020 году передано 5 квартир на реализацию полномочий администрации г.п. Барсово в рамках Программы. Жилые помещения распределены гражданам городского поселения Барсово по договорам социального найма во исполнение существующих, вступивших в законную силу решений Сургутского районного суда. В I квартале 2021 года планируется передача 30 квартир в рамках указанной муниципальной программы.
Кроме того, истец указал, что в силу п. 1 ч.1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. В данном случае, взыскатель Шаповалов Владимир Иванович умер, что подтверждается записью акта гражданского состояния о смерти № 170209860007100009005 от 27.10.2020, о чем администрация городского поселения Барсово надлежаще уведомила административного ответчика. Требования, являющиеся предметом взыскания не могут перейти к правопреемнику.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, истец полагал, что виновных, намеренных действий, а также действий, связанных с уклонением от исполнения решения суда в рамках исполнительных производств со стороны администрации городского поселения Барсово, не совершалось.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу части 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Из вышеуказанных норм следует, что необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения.
В данном случае, судом установлено, что вступившим в законную силу решением Сургутского районного суда по иску прокурора Сургутского района на истца была возложена обязанность внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 38,7 кв.м в пользу взыскателей Шаповаловой И.Г., Шаповалова В.И., Шаповалова А.В., Шаповалова С.А.
На основании данного решения суда службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства: №-ИП; №-ИП; №-ИП; №-ИП. В виду невозможности предоставления жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным в решении суда, ФИО4 приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства, вынесен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в рамках каждого из указанных выше четырех исполнительных производств, сумма которого составила 200 000 (двести тысяч) рублей.
Судом также установлено, что администрация г.п. Барсово на основании соглашения № 100 от 21.02.2018 года передала часть своих полномочий, связанных с обеспечением проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, администрации Сургутского района.
Расселение граждан из аварийных жилых помещений на территории городского поселения Барсово осуществляется только в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 № 5587. Администрацией Сургутского района в 2020 году передано 5 квартир на реализацию полномочий администрации г.п. Барсово в рамках Программы. Жилые помещения распределены гражданам городского поселения Барсово по договорам социального найма во исполнение существующих, вступивших в законную силу решений Сургутского районного суда. В I квартале 2021 года планируется передача 30 квартир в рамках указанной муниципальной программы.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что факт виновного неисполнения у истца отсутствует, несвоевременность исполнения решения суда о возложении обязанности на администрацию г.п. Барсово по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, произошла по независящим от истца причинам.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования администрации г.п. Барсово об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: №-░░, ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░; №-░░, ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░; №-░░, ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░; №-░░, ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 200 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░