Дело № 2а-3342/2023
УИД 47RS0006-01-2023-002346-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 14 сентября 2023 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,
при секретаре Моргун В.А.,
с участием представителя административного истца в лице адвоката Варламовой М.А., действующей на основании ордера № 887758 от 22.05.2023;
административного ответчика Терешенковой Ж.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Осипова Сергея Николаевича к администрации муниципального образования Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заинтересованное лицо: Комитет градостроительной политики Ленинградской области, о признании незаконным уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства от 30.01.2023 № 005, обязании совершить действия,
установил:
административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к административному ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м., вид площади – уточненная площадь, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки. 20.01.2023 административным истцом в администрацию муниципального образования «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области направлено уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. 25.03.2023 Осиповым С.Н. получен ответ в виде уведомления о несоответствии указанных в уведомлении планируемых о строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ввиду отсутствия указанного земельного участка в Правилах землепользования и застройки. Полагает уведомление незаконным, поскольку из него не представляется возможным понять причину недопустимости размещения жилого дома. Просит признать уведомление № 005 от 30.01.2023 незаконным, обязать ответчика повторно рассмотреть обращение Осипова С.Н.
Административный истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил представителя, которая в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что в Росреестре земельный участок стоит на учете, межевание проведено и границы установлены. Дополнительно указала, что истец неоднократно обращался в администрацию с требованием включить принадлежащий ему земельный участок в зону ИЖС. Вокруг участка истца имеются такие же земельные участки с домами, только участок истца находится в зоне С-2. Назначение участка не менялось.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала относительно заявленного требования по основаниям, изложенным в обжалуемом отказе. Поддержала письменные возражения, пояснила, что земельный участок истца в Правилах землепользования и застройки 2014г., которые отменены, был расположен в зоне С2 (зона озеленения). Эта зона земель специального назначения. В действующих правилах от 27.12.2022 данный земельный участок не включен, поскольку включали только земельные участки, которые состояли на кадастровом учете и входящие в зоны Ж2, Ж1, Ж3 и которые имели правовые основания находится в установленных зонах. Участок не включён в зону для индивидуального жилищного строительства, в Ж1, Ж2 или Ж3. В зону, которая позволяет строительство.
Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительной политики Ленинградской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представлен отзыв на административное исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке, при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.
Как следует из положений части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанная норма обязывает застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Случаи, когда уведомление о несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке может быть направлено застройщику, определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 10 вышеуказанной нормы определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной, в том числе жилой, зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца второго пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В судебном заседании установлено, что Осипову С.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 9-15).
18.01.2023 Осипов С.Н. обратился в администрацию муниципального образования «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на вышеуказанном земельном участке (л.д. 41-42).
30.01.2023 в адрес Осипова С.Н. направлено оспариваемое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении планируемых о строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 005, согласно которому предельные параметры строительства устанавливаются градостроительными регламентам, которые входят в состав В Правила землепользования и застройки. Правилами землепользования и застройки Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденные приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 27.12.2022г. №221, земельный участок с кад.№ № под адресом <адрес> не включен. (л.д. 33).
В соответствии с ч.11 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием в том числе в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Таким образом, из оспариваемого уведомления о несоответствии не представляется возможным установить на каком, из предусмотренных действующим законодательством основании, истцу выдано оспариваемое уведомление, ссылка на норму закона отсутствует.
Согласно заключению административного ответчика от 03.07.2023 № 2027 с приложенными выписками из Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, входит в территориальную зону С-2 «Зона озеленения специального назначения», в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утв. Решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.06.2014 № 328, Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 24 от 10.05.2016; Правилами землепользования и застройки МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утв. Приказом комитета градостроительной политики Ленинградской области от 27.12.2022 № 221 территориальная зона вышеуказанного земельного участка не установлена (л.д. 57-61).
Между тем, в соответствии с решением исполнительного комитета Вырицкого поселкового Совета народных депутатов от 26.09.1991 № 32-29 земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> выделен для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно (л.д. 72).
12.08.2023 зарегистрировано обращение Осипова С.Н. об участии в публичных слушаниях по проекту Правил землепользования и застройки МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области (л.д. 95-97) с предложением о внесении изменений в проект вышеуказанных Правил.
Как следует из сведений Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 06.09.2023 № 01-08-1669/2023 (л.д. 92-94), в настоящее время кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2023 № 33-КАД23-2-КЗ, по результатам рассмотрения кассационных жалоб Иванова И.В., ООО «Митридат», администрации МО Вырицкое городское поселение, решение Ленинградского областного суда от 20.09.2021, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19.01.2022 и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда от 24.08.2022 о признании недействующими Правил землепользования и застройки МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утв. Решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.06.2014 № 328, Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 24 от 10.05.2016, отменены, в удовлетворении административных исковых требований Кухарского А.А., Кокка Н.А., Карвонена Е.Н. отказано.
Из ответа администрации МО «Вырицкое городское поселение» от 08.12.2022 № 5024 на обращение Осипова С.Н. от 29.11.2022 о включении земельного участка в зону ИЖС, усматривается, что при формировании вышеуказанного земельного участка выявлены законодательные противоречия. Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный учет с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в функциональной зоне «С-2. Зона озеленения специального назначения» в нарушение действующего в тот период генерального плана и Правил землепользования и застройки поселения. Указанная зона отображена в правилах землепользования и застройки, однако сведения о ней в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Судом установлено, что принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок с разрешенным использованием для индивидуальной жилой застройки расположен на землях населенного пункта. Каких-либо сведений об ограничениях (обременениях) в отношении указанного земельного участка на момент его предоставления и регистрации права собственности не имелось. Границы зоны озеленения специального назначения отображены в правилах землепользования и застройки в 2014 году, тогда как участок предоставлялся для строительства индивидуального жилого дома в 1991 году. Таким образом, согласно сведениям ЕГРН видом разрешенного использования спорного земельного участка является индивидуальное жилищное строительство, вид разрешенного использования земельного участка не изменен, формирование территории озеленения общего пользования произведено без учета вида разрешенного использования указанного земельного участка, ограничений по данным ЕГРН в отношении указанного земельного участка не установлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ч.8 ст.226 КАС РФ, разъяснения, изложенные в п.61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», учитывая, что в оспариваемом УВЕДОМЛЕНИИ, выданном администрацией Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30.01.2023 не приведено мотивированного основания со ссылкой на норму закона, а суд не вправе самостоятельно применять норму права, послужившую основанием для принятия оспариваемого решения в отношении <данные изъяты> земельного участка.
При таких обстоятельствах, оспариваемое уведомление, выданное администрацией Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30.01.2023 в отсутствие мотивированного основания его вынесения со ссылкой на норму закона, является юридически несостоятельным, связи с чем, данное решение нельзя признать законным, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 30.01.2023 № 005, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 20.01.2023, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ № 54/08, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.