Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-493/2023 ~ М-389/2023 от 13.06.2023

УИД: 39RS0016-01-2023-000537-75

Дело №2а-493/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2023 г.                                    г. Неман

Неманский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Киячко А.С.,

при секретаре Груздовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Плащенко Никиты Романовича к призывной комиссии Неманского муниципального округа, отделу Военного комиссариата Калининградской области по городам Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского районов, Военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным бездействия, обжаловании решения о призыве на военную службу,

установил:

    Плащенко Н.Р. обратился в суд с названным выше административным иском, в обоснование которого указал на то, что 27 октября 2022 г. представил призывной комиссии Неманского муниципального округа, отделу Военного комиссариата Калининградской области по городам Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского районов заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная гражданская служба противоречит его убеждениям. При этом данное заявление надлежащим образом не рассмотрено, 17 ноября 2022 г. было принято решение о призыве на военную службу. Вступившим в законную силу решением Неманского городского суда Калининградской области от 30 января 2023 г. признано незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании Неманский муниципальный округ от 17 ноября 2022 г. о призыве Плащенко Н.Р. на военную службу. На Призывную комиссию возложена обязанность рассмотреть заявление Плащенко Н.Р. от 27 октября 2022 г. о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в течение очередного призыва. 31 марта 2023 г. административный истец вновь обратился к административному ответчику с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, однако 19 апреля 2023 г., не рассмотрев его заявления от 27 октября 2022 г. и 31 марта 2023 г. на заседании комиссии 19 апреля 2023 г. заставили пройти медицинское освидетельствование, одновременно было принято решение о призыве на военную службу. После переписки с военным комиссариатом 14 июня 2023 г. была выдана повестка на отправку к месту прохождения службы. До настоящего времени его заявления надлежащим образом не рассмотрены, процессуальное решение не принято, что, по мнению административного истца, является незаконным и необоснованным, противоречит части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе», Федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», в этой связи, полагая свои права нарушенными просит:

    - признать незаконным бездействие Призывной комиссии и Военного комиссариата, выразившегося в не рассмотрении его заявлений от 27 октября 2022 г. и 31 марта 2023 г. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

    - обязать призывную комиссию рассмотреть заявления от 27 октября 2022 г., 31 марта 2023 г.;

    - признать незаконным и отменить решение призывной комиссии о призыве на военную службу Плащенко Н.Р.

    В дальнейшем административный истец дополнил административные исковые требования о признании незаконным решения призывной комиссии от 19 апреля 2023 г. в части отказа в удовлетворении заявления от 27 октября 2022 г. и о призыве на военную службу.

    В судебном заседании Плащенко Н.Р. доводы административного иска с учетом уточнения поддержал по доводам и основаниям в нем изложенным. Дополнил, что на заседании призывной комиссии 19 апреля 2023 г. не выяснялись причины пропуска срока на подачу заявления, не выяснялись его нравственные устои и религиозные убеждения. Кроме того, на заседании призывной комиссии присутствовало лишь трое человек, то есть решение принято без соблюдения кворума.

    Представитель административных ответчиков - отдела Военного комиссариата Калининградской области по городам Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского районов, Военного комиссариата Калининградской области Печкобей Д.В. против удовлетворения иска возражал. Указал на то, что решение о призыве на военную службу административного истца принято уполномоченным на то лицом, в установленный срок. Указал на то, что Плащенко Н.Р. пропустил установленный законом срок для обращения с заявлением о замене военной службы на альтернативную.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав свидетеля, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела, в том числе и личного дела призывника, следует, что Плащенко Н.Р. состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Калининградской области по городам Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского районов.

27 октября 2022 г. обратился в отдел Военный комиссариата Калининградской области по городам Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского районов с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в котором привел обоснование своих доводов.

Согласно представленной копии протокола № 1 от 17 ноября 2022 года заседания призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании Неманский муниципальный округ, решением призывной комиссии в удовлетворении поданного Плащенко Н.Р. заявления отказано согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», то есть в связи с пропуском срока на подачу заявления.

Однако решением Неманского городского суда Калининградской области от 30 января 2023 г. признано незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании Неманский муниципальный округ от 17 ноября 2022 г. о призыве Плащенко Н.Р. на военную службу. На Призывную комиссию возложена обязанность рассмотреть заявление Плащенко Н.Р. от 27 октября 2022 г. о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в течение очередного призыва.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 3 мая 2023 г., решение суда от 30 января 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

31 марта 2023 г. административный истец вновь обратился к административному ответчику с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, о чем имеется штамп о принятии, однако 19 апреля 2023 г., не рассмотрев его заявления от 27 октября 2022 г. и 31 марта 2023 г. на заседании комиссии 19 апреля 2023 г. приняты следующие решения, приведенные в графе 6, а именно

- отказать в удовлетворении заявления о замене военной службой по призыву альтернативной гражданской службой в связи с обжалованием в судебном порядке решения призывной комиссии Неманского муниципального округа от 17 ноября 2022 г. по заявлению о замене военной службы по призыву АГС от 27 октября 2022 г. отложить рассмотрение заявления от 31 мая 2023 г. о замене военной службы по призыву на АГС до принятия окончательного решения по первому заявлению от 27 октября 2022 г., решение принято единогласно.

Так, в соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Положения статьи 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» конкретизируют случаи, когда у гражданина возникает такое конституционное право.

Исходя из положений статьи 11 названного Федерального закона, реализация гражданином конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой носит заявительный характер.

При этом граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона).

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» предусмотрено, что заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

- выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- анализа документов, представленных гражданином;

- анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией (пункт 2).

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Плащенко Н.Р. подавал в призывную комиссию, осуществляющую призыв граждан в муниципальном образовании Неманский муниципальный округ заявление о замене военной службы на альтернативную службу как 27 октября 2022 г., так и 31 марта 2023 г.

При этом, разрешая первоначальный административный иск                    Плащенко Н.Р., судом было указано на необходимость рассмотрения и оценки, поданного Плащенко Н.Р. ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Из содержания пункта 4 статьи статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ, гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.

Данный перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Однако как усматривается из принятого решения 19 апреля 2023 г. заявление от 27 октября 2022 г. и ходатайство о восстановлении срока, не рассмотрено, более того, принято решение об отказе в удовлетворении заявления от 27 октября 2022 г. по причине обжалования решения о призыве на военную службу в судебном порядке, что прямо противоречит требованиям статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ установлено, что гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Из содержания аудиозаписи хода заседания призывной комиссии от                19 апреля 2023 г., содержание которой представитель административных ответчиков не оспаривал, у Плащенко Н.Р. не выяснялись его убеждения, не оценивались его доводы, равно как и приложенные административным истцом документы о восстановлении срока на подачу заявления, решение о призыве или о замене альтернативной службой, не принималось, решение об отказе или удовлетворении заявления о восстановлении срока не принималось, в то время как из многочисленных повесток от 5 июня 2023 г., 14 июня 2023 г., 23 мая 2023 г., выданных Плащенко Н.Р. усматривается, что он должен явиться в указанные даты для отправки в вооруженные силы.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, с учетом изъятий, предусмотренных пунктами а, б, в названной статьи.

Из содержания протокола от 19 апреля 2023 г., писем, направленных Плащенко Н.А. Военным комиссариатом 19 июня 2023 г., его заявление от 31 марта 2023 г. по состоянию на день рассмотрения спора судом не рассмотрено (21 ноября 2023 г.), что подтвердил в судебном заседании административный ответчик, в то время как призывная комиссия с 1 октября 2023 г. начала свою работу вновь и могла принять по нему процессуальное решение, в этой связи суд также усматривает в бездействие призывной комиссии в указанной части.

При этом призывная комиссия в протоколе от 19 апреля 2023 г. противоречит своему решению, поскольку отказывая в удовлетворении заявления от 27 октября 2022 г. одновременно с этим принимает решение об отложении рассмотрения заявления от 31 марта 2023 г., до принятия окончательного решения по предыдущему заявлению и при начале новой призывной компании не делает этого.

Таким образом, судом установлено, что в отношении Плащенко Н.Р. 19 апреля 2023 г., исходя из дальнейших действий военного комиссариата принято фактически лишь решение о призыве на военную службу в вооруженные силы Российской Федерации, без оформления такого решения с учетом требований указанных выше норм действующего законодательства, а также об отказе в удовлетворении заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу от 27 октября 2022 г.

Следовательно, ранее вынесенное судом решение от 30 января 2023 г. административными ответчиками до настоящего времени не исполнено полностью, поэтому требования Плащенко Н.Р. в части незаконного бездействия, допущенного призывной комиссией по нерассмотрению ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой, бездействия по нерассмотрению заявления от 31 марта 2023 г. заслуживают внимания и подлежат удовлетворению, равно как требования в части признания незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления от 27 октября 2022 г. и решения о призыве на военную службу от 19 апреля 2023 г.

В то же время оснований для признания незаконным непосредственно бездействия призывной комиссии в части не рассмотрения самого заявления от 27 октября 2022 г. суд не усматривает, так как бездействие по своей сути предполагает полное отсутствие мероприятий по выполнению требований закона, в то время как решение указанному вопросу принято, однако оно не соответствует закону, что в рассматриваемом случае влечет признание его незаконным, а не признания бездействия в его нерассмотрении.

Вопреки доводам административного истца, кворум при принятии решения 19 апреля 2023 г. был соблюден, так как протокол подписали более половины членов комиссии, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Не усматривает суд и правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным бездействия Военного комиссариата по Советскому, Неманскому, Славскому округов о нерассмотрении заявлений от 27 октября 2022 г. и 31 марта 2023 г., поскольку рассмотрение заявлений о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу является исключительной компетенцией призывной комиссии, в полномочия военных комиссариатов не входят.

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Кроме того, исходя из содержания пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Учитывая приведенные выше нормы права и обстоятельства дела, административный иск Плащенко Н.Р. подлежит частичному удовлетворению.

Исходя из принципа разделения властных полномочий, надлежащим способом восстановления нарушенных прав истца в рассматриваемом случае будет являться возложение на призывную комиссию, осуществляющую призыв граждан в муниципальном образовании Неманского муниципального округа обязанности повторно рассмотреть оба заявления Плащенко Н.Р. о замене военной службы на альтернативную.

Руководствуясь статьями 175-180 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ 31 ░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                     ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2023 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-493/2023 ~ М-389/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плащенко Никита Романович
Ответчики
Нейман Андрей Игоревич
Военный комиссариат Калининградской области
Отдел Военного Комиссариата Калининградской обл. по г. Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского р-на
Призывная комиссия Неманского муниципального округа
Суд
Неманский городской суд Калининградской области
Судья
Киячко А.С.
Дело на сайте суда
nemansky--kln.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация административного искового заявления
13.06.2023Передача материалов судье
15.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.07.2023Предварительное судебное заседание
16.08.2023Предварительное судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее