РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Зининой А.Ю.
с участием секретаря Рахманкуловой С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3416/2023 по административному исковому заявлению МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» к начальнику отдела - старший судебный пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т. О., ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю. Г., ГУФССП России по Самарской области об оспаривании действий, постановления,
у с т а н о в и л:
МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» обратилось в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просит признать действия начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. по отмене постановления об окончании (прекращении) исполнительного производства № ***-ИП незаконными, отменить постановление об отмене постановления об окончании (прекращении) исполнительного производства № ***-ИП от <дата>.
В обоснование своих требований административным истцом указано, что решением Сызранского городского суда по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» об обязании в течении трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в нормативное состояние улично-дорожные сети вдоль многоквартирного дома по адресу: от <адрес> г. Сызрани путем планирования и грейдирования в части устранения выбоин и проломов. Решение суда вступило в законную силу <дата>. В рамках муниципального контракта № *** от <дата> со сроком выполнения работ до <дата> работы по восстановлению дорожного полотна и устранению выбоин, наличие которых послужило основанием для обращения прокурора г. Сызрани в суд, были выполнены. Все документы об исполнении решения суда были направлены судебному приставу-исполнителю Хабировой Ю.Г. <дата> исполнительное производство было окончено. <дата> через Портал государственных услуг МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» получило постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства от <дата>. Считает данное постановление незаконным, нарушающим законные права и интересы МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства», поскольку решение суда исполнено и все документы по исполнению решения суда были направлены судебному приставу-исполнителю, на основании которых исполнительное производство и было окончено.
Определением суда от 17.08.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокуратура г. Сызрань.
Определением суда от 06.09.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабирова Ю.Г.
Определением суда от 28.09.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Никитина С.Г.
Определением суда от 27.10.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ГУФССП России по Самарской области.
Определением суда от 24.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.о. Сызрань.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании административный истец представитель МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» по доверенности Репникова Ю.Ю. заявленные требования поддержала, поддержала доводы, изложенные в иске, дополнив, что постановление о прекращении исполнительного производства было отменено в связи с тем, что выезда судебного пристава-исполнителя на место исполнения решения суда не было, но решение суда было исполнено, что подтверждается соответствующими документами.
Административный ответчик начальник отдела - старший судебный пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, причина неявки в суд не известна, возражений против иска не представлено.
Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабирова Ю.Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, причина неявки в суд не известна, возражений против иска не представлено, представлены материалы исполнительного производства № ***-ИП.
Административный ответчик ГУФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причина неявки в суд не известна, возражений против иска не представлено.
Заинтересованное лицо представитель прокуратуры г. Сызрань в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причина неявки в суд не известна, возражений против иска не представлено.
Заинтересованное лицо представитель Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причина неявки в суд не известна, возражений против иска не представлено.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Никитина С.Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, причина неявки в суд не известна, в материалы дела представлены акты о совершении исполнительных действий от <дата> и <дата>.
Проверив дело, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от 19.09.2022 удовлетворены исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц об обязании МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в нормативное состояние улично-дорожные сети по адресу от <адрес> г. Сызрани путем планирования и грейдирования в части устранения выбоин и проломов.
Данное решение вступило в законную силу 08.11.2022.
15.12.2022 на основании данного решения было возбуждено исполнительное производство № ***-ИП.
В подтверждение исполнения решения суда от 19.09.2022 МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» 06.04.2023 в адрес ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. были представлены: муниципальный контракт № *** от <дата>, ведомость объемов работ, локальный сметный расчет, сводный сметный расчет, акт обследования от 18.11.2022, фотоматериал.
На основании представленных документов 24.04.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. исполнительное производство № ***-ИП было окончено.
<дата> начальником отдела - старшим судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. от <дата> было отменено в связи с преждевременностью.
При этом 07.07.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. было вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения в виде проверки фактического исполнения решения суда в отношении должника.
11.08.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Никитиной С.Г. была проведена проверка фактического исполнения решения суда от <дата>, в ходе которой было установлено, что требования исполнительного документа не были исполнены.
По ходатайству МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Никитиной С.Г. с участием представителя МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» была проведена проверка фактического исполнения решения суда от 19.09.2022, в ходе которой было установлено, что по истечении года проверить факт грейдирования невозможно, однако факт выполнения работ по исполнению решения суда подтверждается актом выполнения работ и фототаблицей от 18.11.2022.
В соответствии со ст.64 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве », исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч.2 ст.68 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве », мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом - исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств.
Статьями 64, 68 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
С учетом всех собранных по делу доказательств суд приходит к выводу, что заявленные МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» требования не подлежат удовлетворению, поскольку начальником отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. 07.07.20233 было вынесено законное и обоснованное постановление об отмене постановления от 24.04.2023 об окончании исполнительного производства № ***-ИП, поскольку фактическое исполнение решения суда в отношении МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. проверено не было, вывод судебного пристава-исполнителя о фактическом исполнении решения суда сделан преждевременно, без установления юридически значимых обстоятельств, основан на непроверенных фактах, при этом нарушений прав и законных интересов МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» судом установлено не было.
Каких-либо других объективных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение своих требований административным истцом не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ***-░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ***-░░ ░░ <░░░░> – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.