РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 октября 2021 г. г. Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Слободянюка В.Д., при помощнике судьи - Старцеве П.С., с участием административного истца – Павличенко В.М., его представителя – Чернякиной В.Л., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-161/2021 по административному исковому заявлению Павличенко Виталия Михайловича об оспаривании решения начальника территориального отдела «Архангельский» филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в выдачи справки о необеспеченности жилым помещением,
УСТАНОВИЛ
Павличенко обратился в Краснодарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ начальника территориального отдела «Архангельский» филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Территориальный отдел) в выдачи справки о необеспеченности жилым помещением по месту прохождения военной службы с 15 ноября 2014 г. по 22 августа 2017 г., и обязать данное должностное лицо выдать указанную справку.
В административном исковом заявлении Павличенко указал, что в период с 15 ноября 2014 г. по 22 августа 2017 г. проходил военную службу в войсковой части №, расположенной в адрес. В указанный период времени он с заявлением о предоставлении ему жилой площади в Территориальный отдел не обращался и решение о предоставлении ему жилого помещения не выносилось. Однако Территориальным отделом неоднократно выносились решения об отказе ему в выдачи справки о необеспеченности жилым помещением по месту прохождения военной службы, поскольку им не сдано жилое помещение по адресу: адрес (далее - Жилое помещение). Данный отказ считает незаконным, поскольку на момент проживания его в данном помещении оно на праве оперативного управление за Территориальным отделом не закреплялось, в жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации не входило.
В судебном заседании Павличенко свои требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что в период с 15 ноября 2014 г. по 22 августа 2017 г., проходя военную службу в войсковой части № проживал в Жилом помещении. В указанное жилое помещение он вселился на основании распоряжения командира войсковой части №, а при выселении сдал его соответствующей комиссии из воинской части. На момент его вселения данное жилое помещение в жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации не входило.
Представитель административного истца Чернякина, требования административного искового заявления поддержала, приведя в обоснование доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также добавила, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ на обращение с административным исковым заявлением в суд не пропущен, поскольку указанный срок следует исчислять с подачи претензии с просьбой выдать данную справку, которая была направлена в адрес административного ответчика 26 июля 2021 г., однако административный ответчик не ответил на неё.
Административный ответчик – руководитель Территориального отдела, надлежащим образом извещённый о времени и месте проведения судебного заседания в суд не прибыл, однако, через своего представителя Гарьковую Е.И., представил возражения, в которых просил отказать Павличенко в удовлетворении требований административного искового заявления, в обосновании чего указал, что административным истцом был пропущен трехмесячный срок на обращение с административным исковым заявлением в суд, поскольку решение об отказе в выдачи справки о необеспеченности жилым помещением было принято в 2017 году. Кроме того, Территориальный отдел является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу, а надлежащим является ФГАУ «Росжилкомплекс». Также документы необходимые для получения служебного жилого помещения Павличенко в Территориальный отдел не представлялись. Одновременно, административный истец без законных оснований проживал в Жилом помещении, которое впоследствии надлежащим образом не сдал. За период пользования Павличенко Жилым помещением образовалась задолженность за представленные коммунальные услуги в размере 135206 рублей 12 копеек. Сведений о погашении долга за данные услуги административный истец не представил.
Выслушав административного истца и его представителя, с учётом представленных возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно послужному списку, Павличенко в период с 15 ноября 2014 г. по 22 августа 2017 г. проходил военную службу в № радиостанции ВМФ.
Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 августа 2015 г. № 29/001/003/2015-6557, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на Жилое помещение.
В соответствии с актом осмотра жилого помещения от 18 августа 2017 г., указанное Жилое помещение на момент его сдачи Павличенко находилось в удовлетворительном состоянии и принято.
Согласно справке обособленного подразделения «Архангельский» ООО «ГУЖФ» от 22 августа 2017 г. № 43/1193 Павличенко имеет задолженность перед ООО «ГУЖФ» по ЖКУ в размере 135206 рублей 12 копеек, по Жилому помещению. Помещение освобождено 18 августа 2017 г. и находится в удовлетворительном состоянии, ключи сданы в воинскую часть.
Из копии паспорта Павличенко следует, что он 11 августа 2017 г. снят с регистрационного учёта в УФМС России по Архангельской области в Холмогорском районе, а 14 ноября 2017 г. зарегистрирован в адрес.
Согласно сообщению Территориального отдела от 12 октября 2021 г. № 29-12/1619 Жилое помещение отнесено к числу служебных Приказом МО РФ от 22 июня 2018 г. № 415.
В соответствии с письменными сообщениями начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 29-12/2120 и от 20 апреля 2020 г. № 29-12/502 в выдачи справки о необеспеченности жилым помещением Павличенко отказано, поскольку им надлежащим образом не сдано Жилое помещение.
Согласно сообщению Территориального отдела от 12 октября 2021 г. № 29-12/1619, решению начальника Территориального отдела от 17 ноября 2018 г. № 29-44/255 о предоставление служебного жилого помещения, договору найма жилого помещения маневренного фонда от 7 ноября 2018 г. № 29-45/255, Жилое помещение предоставлено для вселения другому военнослужащему.
26 июля 2021 г. административным истцом была направлена претензия в адрес Территориального отделения с просьбой выдать справку о необеспеченности жилым помещением в период с 15 ноября 2014 г. по 22 августа 2017 г.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 1 и 5 Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых и помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 1133, определено, что справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим и совместно проживающими с ним членами его семьи. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 15 рабочих дней с даты получения от организаций, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, сведений о сдаче жилого помещения в целях оформления справки: запрашивает у юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, акт приема-передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения, выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет; запрашивает в органе регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о снятии военнослужащего с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания).
Согласно пунктам 9 и 11 той же Инструкции, в целях подготовки справки о необеспеченности уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) запрашивает: в кадровом органе - выписку из приказа о переводе (увольнении) и исключении из списков воинской части военнослужащего, выписку из послужного списка военнослужащего (с указанием мест прохождения военной службы); копию удостоверения личности военнослужащего; копии паспортов военнослужащего и членов его семьи (свидетельств о рождении - для несовершеннолетних членов семьи); из воинской части по месту прохождения военной службы - справку о необеспеченности военнослужащего жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации; из уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) - сведения о выдаче справки о необеспеченности по предыдущему месту службы. Справка о необеспеченности оформляется не позднее 5 рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) вышеуказанных документов.
Из анализа указанных правовых норм следует, что возможность оформления справки о сдаче жилого помещения ставится в зависимость от наличия достоверной информации о фактическом освобождении военнослужащим и членами его семьи занимаемого ранее жилого помещения.
Оценив установленные в ходе судебного заседания обстоятельства в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что поскольку Павличенко фактически освободил занимаемое им Жилое помещение, и это административным ответчиком по сути не оспаривается, то отказ должностного лица жилищного органа в выдаче подтверждающей данное обстоятельство справки является необоснованным.
При этом довод административного ответчика о нарушении порядка вселения и проживания административного истца в указанном жилом помещении на правильность данного вывода суда не влияет, поскольку не ставит под сомнение факт освобождения им жилого помещения по прежнему месту службы и не может препятствовать реализации им права на обеспечение служебным жильем по новому месту службы.
Более того, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», нарушение требований жилищного законодательства при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения недействительным и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Между тем, вопреки изложенному, сведений о признании в судебном порядке недействительным решения командира воинской части о предоставлении административному истцу вышеуказанного служебного жилого помещения суду не представлено.
Довод административного ответчика о том, что наличие у Павличенко задолженности за проживание и предоставленные коммунальные услуги перед ООО «ГУЖФ» не влияет на законность выдачи справки о необеспеченности жилым помещением, поскольку ООО «ГУЖФ» не лишено возможности обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с Павличенко указанной задолженности.
Довод административного ответчика о том, что Территориальный отдел является ненадлежащим административным ответчиком также несостоятелен, поскольку административным истцом обжалуются в том числе бездействие Территориального отдела связанное с не выдачей справки о необеспеченности жилым помещением и просит возложить на него обязанности по выдачи данной справки.
Кроме того ФГАУ «Росжилкомплекс» было привлечено к участию в данном деле в качестве административного соответчика.
Вместе с тем довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение с административным исковым заявлением в суд несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии ч. 1 ст. 219 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения, действий (бездействий) должностного лица в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения, выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что административный истец неоднократно: 22 августа 2017 г., 21 февраля 2020 г., 4 апреля 2021 г., обращался в Территориальный отдел с заявлениями о выдачи справки о необеспеченности жилым помещением, последний раз 26 июля 2021 г. Ответ на последнее заявление им получен не был.
Согласно штемпелю на конверте, 24 сентября 2021 г. административный истец обралась в суд с данным административным исковым заявлением.
В связи с изложенным суд делает вывод, что административный истец обжаловал действия Территориального отдела в досудебном порядке и после обратился с административным исковым заявлением в суд, не пропустив указанный срок на обращение в суд.
На основании изложенного, суд считает необходимым требования административного истца удовлетворить в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 297-298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░