Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2702/2020 ~ М-2298/2020 от 30.06.2020

Дело № 2а-2702/20

25RS0002-01-2020-004198-30

Мотивированное решение

изготовлено 30.07.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2020 года          г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Ясинской О.О., при секретаре Севостьяновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Приморского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю об освобождении или уменьшении суммы исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Приморского края обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании причин неисполнительного листа уважительными и согласно ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» освободить от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам: №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП или уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора.

В обоснование административного искового заявления истец указал, что дата судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю вынесены постановления о взыскании исполнительских сборов в размере 50 000 руб. с Правительства Приморского края. Постановления о наложении исполнительского сбора вынесены по материалам 29 исполнительных производств, на основании исполнительных листов, выданных Фрунзенским районным судом по вступившим в законную силу решениям суда, согласно которым Правительство Приморского края обязано обеспечить жилым помещением указанных взыскателей. Указал, что исполнение решения суда требует временных затрат, что делает невозможным исполнение его в установленный приставом 5 дневной срок, а именно: 1) министерством имущественных и земельных отношений Приморского края: разрабатывается план-график закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из предусмотренных ему законом о краевом бюджете на соответствующий год денежных средств; размещается извещение о проведении аукциона на сайте; проводится аукцион; по истечении установленного 30-дневного срока в случае если квартира соответствует требованиям, установленным для жилья для детей-сирот, аукцион признается состоявшимся; заключается государственный контракт; регистрируется право собственности Приморского края в уполномоченном органе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (10 дней); квартира включается в специализированный жилищный фонд Приморского края, предназначенный для предоставления детям-сиротам (30 дней); направляется уведомление о приобретенной квартире в министерство образования Приморского края для распределения её ребенку-сироте, который в течение 20 дней подготавливает представление; подготавливается проект распоряжения Правительства Приморского края о заключении с ребенком-сиротой договора найма специализированного жилого помещения после получения представления и направляется на согласование в органы исполнительной власти Приморского края (50 дней); подготавливается и направляется на подписание ребенком-сиротой договор найма специализированного жилого помещения в министерство образования Приморского края; осуществляется процедура заключения договора найма. Вышесказанное свидетельствует о принятии Правительством Приморского края исчерпывающих мер, связанных с приобретением и предоставлением жилого помещения ребенку-сироте исходя из финансовой возможности и с учетом необходимости осуществления временных затрат, независящих от воли должника. Принимая во внимание вышеперечисленное, учитывая все обстоятельства, полагает, что Правительством Приморского края приняты все меры, направленные на исполнение решения суда в полном объеме. Применяя меры административного наказания в виде взыскания исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, где наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является обязательным условием, для привлечения лица к ответственности. Поскольку неисполнение решения суда Правительством Приморского края было вызвано перечисленными объективно уважительными обстоятельствами, считает, что в действиях Правительства Приморского края отсутствует вина.

Административный истец – представитель Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

В судебное заседание административный ответчик – представитель МОСП УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю не явился, извещен надлежаще.

Изучив доводы административного искового заявления, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ (в редакции от 03.07.2016г.) «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ (в редакции от 03.07.2016г.) «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

На основании положений ч. 8, ч. 12, ч. 17 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно положению ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

На основании положений ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что достаточным законным основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является факт неисполнения должником предложения судебного пристава - исполнителя о добровольном исполнении решения суда и не предоставление им доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие объективно непредотвратимых и других непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника.

Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Приморскому краю на основании исполнительных документов: исполнительных листов, выданных Фрунзенским районным судом г. Владивостока, возбуждены исполнительные производства: №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО4), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО5), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО6), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО7), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО8), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО9), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО10), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО11), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО12), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО13), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО14), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО15), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО16), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО17), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО18), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО19), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО20), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО21), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО22), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО23), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО24), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО25), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО26), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО27), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО28), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО29), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО30), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО31), №-ИП (возбужденного в интересах взыскателя ФИО32) об обязании должника Правительства Приморского края обеспечить взыскателей благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края.

дата судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Приморскому краю по вышеуказанным исполнительным производствам вынесены постановления о взыскании с должника Правительства Приморского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших добровольному исполнению исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, суд приходит к выводу о наличии у судебного пристава законных и фактических оснований для вынесения оспариваемых постановлений. Оспариваемые постановления вынесены судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями Федерального Закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При изложенных обстоятельствах, к должнику по исполнительному производству законно применена штрафная санкция в виде взыскания исполнительского сбора; поскольку в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, требования исполнительного документа исполнены не были. Необходимое условие взыскания исполнительского сбора (установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения) в рамках настоящего административного дела нашел свое объективное подтверждение, что указывает на то, что постановления от 28.03.2018г. о взыскании исполнительского сбора отвечают требованиям закона, приняты судебным приставом-исполнителем в рамках предоставленной ему компетенции с соблюдением порядка принятия и при наличии к тому оснований.

Доводы административного истца о невозможности исполнить решение суда в виду отсутствия необходимых финансовых средств и длительностью процедуры в соответствии с Федеральным законом от дата № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не свидетельствует о незаконности оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя, поскольку действия судебного пристава-исполнителя направлены на своевременное и полное исполнение исполнительного документа.

Кроме того, административный истец, в случае невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, имел возможность обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решений Фрунзенского районного суда г. Владивостока.

Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора.

Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Оценив представленные доказательства, материалы исполнительного производства, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, суд полагает возможным, в силу положений ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░, №-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 37500 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                    ░.░.░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2702/2020 ~ М-2298/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительсво Приморского края
Ответчики
УФССП России по ПК
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Ясинская Ольга Олеговна
Дело на сайте суда
frunzensky--prm.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
30.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Подготовка дела (собеседование)
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2020Дело оформлено
21.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее