Административное дело № 2а-503/2022
24RS0050-01-2022-000565-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 г. с. Сухобузимское
Судья Сухобузимского районного суда Красноярского края Белобородова Е.В.,
при секретаре Шейфер В.В.,
рассмотрев административное дело по административному иску администрации Сухобузимского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Тарбеевой Любови Викторовне, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Сухобузимского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования иска мотивированы тем, что истец является должником по исполнительному производству №-ИП от 17.05.2022, предмет исполнения которого согласно решению Сухобузимского районного суда от 10.06.2021: обязать администрацию Сухобузимского района предоставить Смагину Никите Романовичу на территории Сухобузимского района по договору найма специализированных жилых помещений пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, жилое помещение с общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренной действующим законодательством, в срок не позднее 01.04.2022. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Тарбеевой Л.В. 08.08.2022 вынесено постановление № о взыскании с администрации Сухобузимского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера. Указывают, что истцом были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом - исполнителем срока, а именно, 24.08.2021 администрацией Сухобузимского района направлено обращение в Министерство образования и науки Красноярского края о выделении денежных средств на исполнение администрацией полномочий по приобретению и последующему предоставлению ФИО2 жилого помещения. Согласно письма Министерства образования Красноярского края от 28.09.2021 № 75-13716 следует, что выделенные средства на приобретение в 2021 году жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены по дате решения судебных органов. Министерством систематически направляются письма в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда администрацией Сухобузимского района по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендовано обратиться в судебном порядке о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Отсрочка исполнения решения суда была предоставлена непосредственно самим решением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 10.06.2021, до 01.04.2022. В 2021 году администрации Сухобузимского района из краевого бюджета предусмотрена субвенция для исполнения решений суда по приобретению благоустроенных жилых помещений с целью дальнейшего предоставления 8 (восьми) гражданам (детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2021 году, включены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых, решения суда по предоставлению на территории Сухобузимского района по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного, применительно к условиям данного населенного пункта, жилого помещения с общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения предусмотренной действующим законодательством - вынесены в 2019 году. Как показала практика, промежуток времени между вступлением в законную силу решения суда по предоставлению на территории Сухобузимского района соответствующих специализированных жилых помещений и выделением денежных средств из краевого бюджета для исполнения решений суда по приобретению благоустроенных жилых помещений с целью дальнейшего предоставления гражданам, составляет полтора - два года. 05 февраля 2021 г. между министерством образования и администрацией Сухобузимского района заключено соглашение № 48 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Сухобузимского района Красноярского края по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, т.е. соглашение заключено до вынесения Сухобузимский районным судом Красноярского края решения в отношении ФИО2
17.11.2021 администрацией Сухобузимского района направлено обращение в Министерство образования Красноярского края о разъяснении порядка действий по исполнению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Из представленного ответа следует, что в связи с высвобождением средств краевого бюджета, возможно выделение дополнительных средств в 2021 году, с учетом оценки реальной возможности освоения дополнительных бюджетных средств до конца 2021 года, однако освоение средств представилось невозможным, поскольку процедура приобретения жилья занимает длительное время.
25.01.2022 между Министерством строительства Красноярского края и администрацией Сухобузимского района заключено Соглашение № 34-дс о взаимодействии по реализации в 2022-2024 годах вышеназванных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. 24.02.2022 администрацией Сухобузимского района направлено обращение в Министерство строительства Красноярского края о выделении денежных средств на исполнение администрацией полномочий по приобретению и последующему предоставлению ФИО2 жилого помещения.
Согласно письма Министерства образования Красноярского края от 23.03.2022 № 82-1543/13, следует, что общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджету Сухобузимского района в 2022 году, составляет 11719,1 тысяч рублей, в случае полного освоения средств субвенции 2022 года министерством будет рассмотрена возможность увеличения ассигнований бюджету Сухобузимского района на приобретение жилых помещений для детей-сирот.
Указывают, что отдел судебных приставов информировался письменно о том, что администрацией Сухобузимского района принимаются все необходимые меры по предоставлению жилья Смагину Н.Р., однако постановлением № 24097/22/29496 от 08.08.2022 установлен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, от уплаты которого просят освободить в рамках исполнительного производства.
Определением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 26.08.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечена судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Тарбеева Л.В.
Представитель административного истца администрации Сухобузимского района Красноярского края Дрянных А.И., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску, судебный пристав-исполнитель Тарбеева Л.В., Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщено, каких-либо возражений не представлено.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Исполнительский сбор, согласно п.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 75 Постановления №50 от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что должники могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены и сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако, такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Федеральным законом «Об исполнительном производстве» должнику предоставлено право на обращении в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6 статьи 112), а суд наделен полномочием с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.
Как установлено в судебном заседании, решением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 10.06.2021, вступившим в законную силу, иск прокурора Сухобузимского района Красноярского края в интересах ФИО2 к администрации Сухобузимского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения удовлетворен, одновременно администрации Сухобузимского района предоставлена отсрочка исполнения решения до 01.04.2022.
Определением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 15.04.2022 в удовлетворении заявления администрации Сухобузимского района Красноярского края об отсрочке исполнения решения суда от 10.06.2021 по гражданскому делу № по иску прокурора Сухобузимского района Красноярского края в интересах Смагина Н.Р. к администрации Сухобузимского района Красноярского края отказано.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 15.06.2022 вышеназванное определение оставлено без изменения, частная жалоба главы Сухобузимского района Красноярского края ФИО6, - без удовлетворения.
На основании выданного 24.08.2021 Сухобузимским районным судом Красноярского края исполнительного листа серии ФС № судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю 17.05.2022 возбуждено исполнительное производство, предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Названное постановление поступило в адрес администрации Сухобузимского района Красноярского края, в установленный срок требования не исполнены.
08.08.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, получено администрацией Сухобузимского района Красноярского края.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора и возбуждения на основании этого постановления исполнительного производства являются правомерными, поскольку решение суда исполняется в течение длительного времени.
Вместе с тем, из представленных административным истцом в материалы дела документов следует, что глава администрации Сухобузимского района Красноярского края ФИО6 неоднократно обращался в Министерство финансов Красноярского края с просьбой оказать содействия в выделении денежных средств из бюджета Красноярского края на исполнение решения суда, что подтверждается соответствующими письмами, исследованными при рассмотрении настоящего дела, на что поступали ответы о распределении денежных средств министерством, рекомендовано обращаться в судебном порядке с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, кроме того, между министерством образования и администрацией Сухобузимского района заключено соглашение о взаимодействии по реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, учитывая отсутствие бездействия со стороны должника и принятие им возможных мер к исполнению решения суда, дотационность бюджета района, предоставление судом отсрочки до 01.04.2022, суд считает возможным признать фактическое отсутствие вины должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, в связи с чем приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об освобождении администрации Сухобузимского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 17.05.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░