Дело № 2а-3607/2023
УИД 55RS0004-01-2023-004068-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 18 октября 2023 года
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Шлатгауэр И.А.,
при секретаре судебного заседания Белослюдцевой А.В.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Панчевой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского административного округа города Омска Рязановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» об установлении административного надзора в отношении осужденной Балкиной Натальи Валерьевны,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (далее по тексту – ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области), в лице врио начальника Эртман И.Ф., обратилось в суд с административным иском об установлении в отношении осужденной Балкиной Н.В. административного надзора сроком 10 лет с административным ограничением в виде обязательной явки от 1 до 4 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование заявленных требований указано на совершение административным ответчиком Балкиной Н.В. особо тяжкого преступления при опасном рецидиве.
В судебном заседании представитель административного истца Эртман И.Ф. участия не принимал, о слушании дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Балкина Н.В. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещена судом надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство Балкиной Н.В. о рассмотрении административного дела без ее участия. Возражений относительно административных исковых требований административного истца не представила.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, поскольку судом не признано обязательным их участие в рассмотрении административного дела.
Старший помощник прокурора Октябрьского административного округа города Омска Рязанова А.А. в судебном заседании полагала, что административный иск заявлен преждевременно.
Заслушав заключение старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 и 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Федеральный закон от 06.04.2011 №64-ФЗ) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона).
Аналогичные положения содержатся в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в п. 44 постановления от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15).
Согласно п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
Из разъяснений, изложенных в п. 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15, следует, что назначение административного надзора за лицами, за которыми установление административного надзора является обязательным, связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Такой порядок, по мнению суда, является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 12 постановления от 16.05.2017 №15, следует, что исходя из взаимосвязанных положений ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ и ч. 7 и 8 ст. 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) с заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение или орган внутренних дел.
В судебном заседании установлено, что Балкина Н.В. ранее судима за совершение преступления, судимость за которое в установленном порядке, предусмотренном ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ), погашена.
02.11.2016 Балкина Н.В. осуждена приговором Советского районного суда г. Омска по ч. 3 ст. 30 – п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 232 УК РФ с назначением наказания, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ, в виде лишения свободы на срок 11 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Приговором суда установлено наличие в действиях Балкиной Н.В. рецидива преступлений, вид которого определен как опасный.
Постановлением Омского районного суда Омской области от 13.03.2020 Балкина Н.В. переведена для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение на неотбытый срок 8 лет 1 месяц 19 дней.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Омска от 18.09.2023, вступившим в законную силу 05.10.2023, неотбытая часть наказания по приговору Советского районного суда г. Омска от 02.11.2016 в виде лишения свободы, заменена на принудительные работы сроком на 4 года 7 месяцев 13 дней с удержанием из заработной платы 20% в доход государства.
По вступлению постановления Октябрьского районного суда г. Омска от 11.09.2023 в законную силу для дальнейшего отбывания наказания в виде принудительных работ Балкина Н.В. направлена в ИУФИЦ-1 ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области, расположенный по адресу: ....
Из представленных в материалы дела характеристики и справки о поощрениях и взысканиях осужденной Балкиной Н.В. усматривается, что пребывая в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Омской области она нарушений порядка содержания под стражей не допускала, отбывая наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области последняя зарекомендовала себя с удовлетворительной стороны, допустила 1 нарушение порядка отбывания наказания, за что с ней была проведена профилактическая беседа, дисциплинарных взысканий не получала. Имела 8 поощрений. Была трудоустроена швеей, затем подсобным рабочим. В учреждении обучалась, получила профессию «овощевод». Была переведена в облегченные условия отбывания наказания. С 25.03.2020 отбывает наказание в ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области, зарекомендовала себя положительно, имеет 9 поощрений и 3 взыскания, которые в настоящее время сняты. Начало срока отбывания наказания: 02.11.2016, конец срока: 01.05.2028.
Федеральный закон от 06.04.2011 №64-ФЗ определяет административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение перечисленных в данном законе видов преступлений, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абз. 3 п. 29 постановления от 16.05.2017 №15, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
При решении вопроса о выборе административных ограничений следует учитывать, в том числе, поведение лица в период отбытия наказания.
Разумным сроком для подачи административного искового заявления об установлении административного надзора следует считать срок, установленный ч. 7 ст. 270 КАС РФ – не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания. В рассматриваемом случае срок до истечения срока отбывания наказания составляет более 4 лет.
В связи с тем, что административный ответчик Балкина Н.В. не относится к категории лиц, которые заканчивают отбывать наказание по приговору суда, установление административного надзора заблаговременно, по мнению суда, является нецелесообразным, поскольку при установлении административного надзора подлежат учету конкретные обстоятельства, личность освобождаемого лица на момент принятия решения.
Кроме того, в течение столь длительного периода до окончания срока отбывания наказания может измениться вид наказания, что создаст необходимость пересмотра решения об установлении административного надзора в части порядка исчисления срока административного надзора.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для принятия в настоящее время решения об установлении административного надзора. Данный вывод суда не препятствует повторному обращению с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Балкиной Н.В. в разумные сроки.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ №13 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░